УРОК № 27
Тема. Однозначные и многозначные слова
Цель: дать учащимся понятие об однозначных и многозначных словах, научить различать значения многозначных слов по контексту; совершенствовать навыки работы с толковым словарем; воспитывать любовь к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся различают значения многозначных слов; пользуются толковыми словарями.
Оборудование: учебник, толковый словарь, карточки с заданиями, схема.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.
– Задание учащимся.
Прочитайте предложения. Объясните лексическое значение выделенных слов. Придумайте и запишите предложения, в которых эти слова имеют другое значение.
Березы стояли в белых платьях. Их ветки неподвижно застыли. Полный месяц глядит с небосклона. (И. Бунин) Ревела буря, дождь шумел. (К. Рылеев)
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Тренировочное упражнение.
Спишите текст. Укажите у выделенных слов их лексическое и грамматическое значение.
Образец: (После) снегопада. Лекс. знач.- выпадение снега.
После сн..гопада вдруг безоблач..ное голубое небо. Снега так воздушно ле..ки, что их не назовешь сугробами. Снега искрятся. С..неватые от солнца тени д..рев..ев ярки, как на экране.
– Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Определите лексическое значение слова путем подбора близких по значению слов.
Образец: лазурный – светло-синий, цвета голубого неба.
Оранжевый. Лимонный. Лиловый. Бирюзовый.
КАРТОЧКА № 2
Определите лексическое значение, раскрывая значение частей слова.
Образец: землекоп – рабочий, который копает землю.
Сталевар, лесоруб, водолаз, змеелов.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Чтение учителем стихотворения.
Пять рабочих ставят дом,
Ставит опыт агроном
(он растит такую рожь –
С головой в нее уйдешь).
Ставит счетчики монтер,
Ставит фильмы режиссер.
(Снял он сказку “Колобок”,
Чтобы ты увидеть мог!)
Мама ставит пироги
(подойди и помоги).
А диагноз ставит врач:
“Просто насморк. Спи, не плачь!”
Если кончился рассказ,
Ставить точку в самый раз.
– В одном или в разных значениях употреблено выделенное в стихотворении слово? Раскройте эти значения при помощи толкового словаря.
– Работа со схемой.
– Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 125; [2] с. 24.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Работа по вариантам.
Выпишите из словарной статьи в толковом словаре значения данных слов. Составьте предложения с каждым значением слова.
I вариант Добрый.
II вариант Теплый.
III вариант Молчать.
– Тренировочные упражнения.
1. Составьте и запишите предложения с прилагательным чистый, употребив его в значениях: 1) незагрязненный (об одежде, посуде, комнате и т. д.); 2) правильный (о языке); 3) честный; 4) не бывший в употреблении.
2. Определите, что обозначают выделенные слова в каждом предложении. В чем сходство между разными значениями одного многозначного слова? Сделайте вывод.
Лес обнажился, поля опустели. (Н. Некрасов) Не пиши на полях книги. Надень шляпу с полями.
– Редактирование текста.
Замените повторяющиеся слова другими, чтобы они более точно называли предметы и действия.
Когда солнце опустилось к горизонту, мы сделали привал. И тут дело нашлось каждому. Несмотря на усталость, ребята быстро взялись за дело. Мальчики сделали палатки и костер. Девочки сделали еду.
Слова для справок: остановиться, работа, развести, разжечь, поставить, приготовить ужин.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить материал: [1] § 25; [2] § 12.
2. Выполнить упражнение: [1] 273; [2] 77.
VI. ИТОГ УРОКА
– Вопросы учащимся.
– Какие слова называются однозначными? многозначными?
– Как узнать, сколько значений имеет слово?
– Что мы узнали о разных значениях одного многозначного слова?