МОРФОЛОГИЯ
МЕСТОИМЕНИЕ
§42 Отрицательные местоимения. He и ни в отрицательных местоимениях
390
Прочитайте отрывок из стихотворения. Формы каких разрядов местоимений обыгрываются в этом стихотворении?
КТО ЧЕЙ
– Чей ты, чей, лесной ручей?
– Ничей!
– Но откуда ж ты. ручей?
– Из ключей!
– Ну, а чьи же ключи?
– Ничьи!
– Чья березка у ручья?
– Ничья!
О. Бедарев
391
1. Используя материалы схемы на с. 154 составьте высказывание об отрицательных местоимениях: 1) что обозначают; 2) как
Отрицательные местоимения выражают отсутствие какого-либо лица, признака предмета, количества: никого, ничего, ничей.
Отрицательные местоимения образуются от относительных местоимений с помощью префиксов не-, ни-: нечего, не с чем, никто, никого, никому, ни к чему, ни о чем.
2. Грамматические признаки отрицательных местоимений совпадают с грамматическими признаками неопределенных, вопросительных и относительных местоимений. Используя материал о вопросительных местоимениях (см. упражнение 369). расскажите о
392
Сделайте словообразовательный разбор отрицательных местоимений. От каких местоимений они образуются?
Никому кому, ничей, некого, никакой, ничему.
393
1. Прочитайте друг другу вслух пары словосочетаний. Сопоставьте произношение не-, ни – в отрицательных местоимениях в каждой паре. В каких местоимениях невозможно допустить ошибку при выборе написания гласной в не-, ни-? Почему? Какая гласная в префиксах отрицательных местоимений пишется в слабой позиции? Как вы обнаруживаете слабую позицию?
Нечто странное – ничего странного; винить некого – никого не обвинять; говорить не о чем – ни о чем не рассказал; делать нечего – ничего не делать; обсуждать не с кем – ни с кем не обсуждал.
2. Прочитайте правило написания отрицательных местоимений. Подготовьтесь ответить на вопросы: 1) почему в правиле говорится только о префиксе ни-? 2) в каком случае отрицательные местоимения пишутся одним словом?
Префикс ни – в отрицательных местоимениях – безударный, в нем пишется буква и: никому, ничей.
Если между ни или не и местоимением стоит предлог, местоимение пишется в три слова;
394
1. Сформулируйте правило, используя материалы схемы. Приведите примеры.
2. Сопоставьте правило написания отрицательных местоимений для русского и украинского языков. Укажите положения, которые совпадают. Назовите различия.
395
1. Прочитайте вслух пары предложений, сопоставляя произношение не-, ни – в отрицательных местоимениях в каждой паре. Объясните, почему невозможно допустить ошибку при выборе гласной в префиксе не-? Как вы определяете слабую позицию гласной в префиксе ни-?
2. Спишите. В отрицательных местоимениях поставьте ударение.
1. Скучен день до вечера, коли делать нечего (Пословица). Мы с Галей ничего им не сказали (В. Железников). 2. Расплачиваться мне было нечем. Георгины ведь ничем не пахнут (В. Одноралов). 3. Обидеть каждый может, а пожалеть некому (Пословица). Собака никому не принадлежала (Л. Андреев).
3. Подчеркните отрицательные местоимения как члены предложения. Укажите их падеж.
396
Спишите предложения, вставляя отрицательные местоимения. Подчеркните в них все члены предложения. Укажите падеж местоимений.
1. Катя… не ответила. 2. Мы… не встретили. 3. Мама… не спросила. 4…. не было точного ответа. 5. Он… не поздоровался.
397
1. Спишите предложения, записывая отрицательные местоимения с предлогами. Обозначьте условия выбора отрицательных местоимений.
1. (Н..каких, при) обстоятельствах Игорь не отказался бы говорить (А. Рыбаков). 2. Глуп совсем, кто не знается (н..кем, с) (Пословица). 3. Денег при себе больше (н..кого, у) не оказалось (Н. Надеждина). 4. (Н..кого, у) не возникало (н..)какого сомнения (А. Рыбаков). 5. Никогда я думаю (н..кем, с) такого не было (А. Битов).
2. Сделайте морфологический разбор одного отрицательного местоимения.
398
Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Графически объясните написание префикса при-, корней с чередованием.
(Н..)к чему не пр..к..саться. (н..)к чему не пр..к..снуться. (н..)к чему пр..л..жить. (н..)кому не предл..гать. (н..)кто не пр..б..рает, (н..)кто не пр..б..рет, (н..)зачем пр..п..раться. (н..)к чему пр..п..раться.
399
1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания.
2. В словах с пропущенными буквами обозначьте орфограммы. Объясните написание не со словами.
1. За какие(нибудь) две недели я думаю (н..)чего (не) изменится. 2. Мама почему(то) (ни) за что (не) хотела верить что у меня есть хоть какие(нибудь) хозяйстве..ые способности (А. Алексин). 3. Надо где(нибудь) сделать (не)большой пр..вал и обсудить дальнейший маршрут. 4. Я пон..мал что следует пр..вести в порядок комнату а в первую очередь чего(нибудь) перекусить но от тревоги у меня (н..) к чему (не) лежали руки. То и дело я заб..рался на подоконник (Ю. Сотник).
2. Сделайте морфологический разбор одного местоимения.
Маршрут
400
1. Запишите текст под диктовку.
2. Обменяйтесь тетрадями и без опоры на напечатанный текст проверьте работы друг друга, исправляя ошибки цветной ручкой.
3. Повторно обменяйтесь тетрадями. Проверьте свою работу, сверяясь с напечатанным текстом. Если есть ошибки, исправьте и графически объясните их.
День прошел благополучно, но в ночь Маша занемогла. Послали в город за лекарем. Он приехал к вечеру и нашел больную в бреду. Открылась сильная горячка, и бедная больная две недели находилась у края гроба.
Никто в доме не знал о предполагавшемся побеге. Ее горничная никому ни о чем не говорила
Л. Пушкин
4. Укажите в тексте устаревшие слова. Какие слова соответствуют им в современном русском языке?
Проверьте свои знания
401 “Четвертый лишний”
1. Н..кто не знает; н..чего не нужно; н..чему удивляться; н..что не поможет.
2. (Ни)кто, (не)кем, (ни)чему, (ни)с(чем).
402
1. Используя материалы схемы нас. 154. заполните пропуски в таблице, подбирая соответствующие относительным местоимениям вопросительные, неопределенные, отрицательные местоимения. Предложите рациональный способ запоминания относительных, вопросительных, неопределенных, отрицательных местоимений.
Относительные Местоимения | Вопросительные Местоимения | Неопределенные Местоимения | Отрицательные Местоимения |
Кто | Кто? | Кто-то, кто-нибудь, кто – либо, кое-кто, некто | Никто, никого, ни у кого, никому, ни к кому, никем, ни с кем |
Что | … | … , что-нибудь, …, кое-кто,… | Ничто, ничего, ничему, ни к чему, …, …, …, … |
Какой | Какой? | Какой-то,. .., …, … , | |
Чей | … | …, …, …, | … |
Который | … | … | |
Сколько | … | …, …, … | … |
2. Проанализируйте примеры местоимений. В чем особенность образования неопределенных и отрицательных местоимений?
3. Как вы думаете, правописание каких местоимений может вызвать затруднения? Какие именно затруднения возникают при выборе написания этих местоимений?
403
1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
2. Подчеркните местоимения как члены предложения. Укажите их разряд.
(Н..)сколько дней я слонялся со своим киноаппаратом по гор..ду, ожидая, что случится какое(нибудь) прои..шествие, но (н..)чего не случалось. Я надоел всем родным и знакомым, ра..прашивая их не готовится ли какое(нибудь) интересное событие, но так (н..)чего и не узнал.
Ю. Сотник