I СЕМЕСТР
УРОК 18
Тема. Понимание содержания, восприятие на слух предложений (1-5 слов), различных по цели высказывания и интонации. Графическое моделирование предложений из 1-5 слов
Цель: учить учащихся воспринимать на слух предложения (из 1-5 слов); различая их по цели высказывания и интонации; развивать умение графически моделировать предложения из 1-5 слов; умение логически мыслить, правильно выделяя ключевые слова в предложении; развивать фонематический слух; способствовать социальной адаптации учащихся посредством формирования
Оборудование: иллюстрации к сказкам “Колобок”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Волк и семеро козлят”, “Три медведя”, “Морозко”.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Учитель. Вчера вы познакомились с предложениями, в которых о чем-то просят, приказывают или предлагают. Послушайте отрывок из уже известной вам сказки “Колобок” и определите предложения,
Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:
– Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Учащиеся определяют побудительное предложение.
Учитель. А вот следующий отрывок.
Говорит старику старуха:
– Воротись! Поклонись золотой рыбке! Не хочу быть крепостною крестьянкой, хочу быть столбовой дворянкой!
– Из какой сказки этот отрывок? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
“Вы, козлятушки, вы, ребятушки, отопритеся, отворитеся! Ваша мама пришла, молока принесла”.
– А это из какой сказки? (“Волк и семеро козлят”)
После ответов учащихся учитель вывешивает на доске иллюстрацию к данной сказке.
III. Мотивация учебной деятельности
– Много сказок вы знаете, молодцы! И научились определять предложения, в которых о чем-то просят, приказывают или предлагают.
Но есть еще и другие предложения – например, те, в которых о чем-то спрашивают или о чем-то рассказывают.
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с вопросительными предложениями (без использования термина)
– Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
– Это предложения, в которых о чем-то спрашивают.
– Из какой сказки взяты эти предложения? (“Теремок”)
Учитель вывешивает иллюстрацию к сказке на доску.
– “Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?” (“Морозко”)
– “Кто спал на моей кроватке и помял ее?” (“Три медведя”)
– Предложения, в которых о чем-то спрашивается, произносятся с особой интонацией и понижением голоса.
2. Анализ повествовательных предложений
Учитель. Послушайте следующие предложения. Из какой они сказки?
– Дед бил-бил, не разбил.
Баба била-била, не разбила. (“Курочка Ряба”)
– Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. (“Репка”)
Комментарий: учащиеся определяют, что в этих предложениях о чем-то рассказывается, повествуется. Учитель обращает внимание на правильное интонирование предложений.
– Итак, вы узнали, что по цели высказывания есть предложения, в которых о чем-то рассказывается (повествуется), есть предложения, в которых о чем-то спрашивается, а есть предложения, в которых о чем-то просят, приказывают или предлагают.
3. Физкультминутка (по выбору учителя)
4. Графическое моделирование предложений из одного, двух, трех слов Учитель. Послушайте, пожалуйста, предложение и определите, сколько в нем слов.
1) Вечереет. (Одно слово.)
– Давайте составим схему этого предложения. Каждое слово в предложении мы будем обозначать горизонтальной черточкой , начало предложения – вертикальной.
– Какое это предложение по цели высказывания? (В котором о чем-то рассказывается.)
– В конце таких предложений ставят точку (.). И мы поставим точку в конце схемы:
– Итак, получилась схема предложения, состоящего из одного слова.
Заранее приготовленные карточки-схемы прикрепляются учителем на доску.
2) Настали морозы. (Два слова.)
Комментарий: учащиеся составляют схемы у доски и определяют тип предложений по цели высказывания.
Аналогично проводится работа над предложениями из 3-5 слов.
3) Ребята идут гулять.
4) Мама купила красивую куклу.
5) Дети слепили снеговика из снега.
– Все ли слова в этом предложении одинаково длинные? (Нет. Есть короткое слово “из”.) Это слово-“связка”. Его и другие короткие слова-“связки” в схеме обозначают маленькой горизонтальной черточкой.
V. Итог урока
– Чему научились на уроке?
– Какое задание показалось самым интересным?
– Какие модели составляли?
– Какие предложения из сказок анализировали?