ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
УРОК № 54
Тема. Построение предложений с причастными оборотами
Цель: углубить и закрепить знания об обособленном определении, выраженном причастным оборотом, совершенствовать умения учащихся правильно составлять предложения с причастным оборотом, ставить знаки препинания, интонировать предложения; развивать навыки работы с текстом, редактирования; развивать речевую культуру учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Природа, как добрая улыбчивая
В. Гюго
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Задание учащимся.
(Учитель может предложить учащимся выполнить упражнения из учебника.)
– Распространите данные определения, сделайте их обособленными; составьте с ними предложения.
Образец. Озаренный лес. – Лес, озаренный солнцем, медленно ронял сухие листья.
1. Трескающиеся льдины. 2. Накаленный воздух. 3. Посаженные деревца. 4. Показавшееся солнце. 5. Улыбающееся
IV. ПОВТОРЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Беседа.
1) Чем могут выражаться обособленные определения?
2) Что такое причастный оборот?
3) Как причастный оборот выделяется в устной речи и на письме?
4) Прочитайте выписанные вами дома предложения с причастными оборотами, правильно их интонируя. Объясните постановку знаков препинания.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Выполнение учащимися разноуровневых заданий.
(Учитель может предложить учащимся выполнить упражнения из учебника.)
Начальный и средний уровни
– В простое предложение введите причастный оборот.
Образец. Листья ложатся на землю пышным ковром. – Листья, осыпающиеся с деревьев, ложатся на землю пышным ковром.
1. Волны набегают одна на другую. 2. Гора белела на солнце. 3. Тучи совсем заволокли небо. 4. В окна проникал свет почти полной луне. 5. Бабочки прилетели и кружились около фонаря. 6. Глубокая тишина царила надо всем.
Достаточный и высокий уровни
1) Составленные предложения (задания начального и среднего уровней) введите в текст сочинения-миниатюры “У моря”, “Наедине с природой”, “Гармония” (конкретную тему может указать учитель или самостоятельно выбрать ученик).
2) Отредактируйте предложения, запишите их, расставив знаки препинания.
1. Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем молодые. 2. С большим интересом они рассматривают экспонаты, разместившиеся в павильонах выставки. 3. Собрание, состоящееся на прошлой неделе, приняло важное решение. 4. Раздаются долго не смолкаемые аплодисменты. 5. Обе команды, участвующие во вчерашнем матче, играли энергично. 6. Одноклассник, который указал на этот пример и оказавшийся большим знатоком вопроса, привел ряд убедительных доводов.
3) Переведите на русский язык предложения с причастными оборотами.
Непорушно стоять дерева, загорнеш в сутінь, рясно вкриті краплистою росою. (М. Коцюбинський) Земля, схована морозом, покрилась білим снігом. (П. Мирний) Хліба, змиті дощем, яскраво зелешли. (Олесь Гончар) Над берегом послався невеликий, густо зацвічений білою ромашкою луг. (В. Козаченко)
VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Самостоятельная работа по вариантам.
(По окончании выполнения задания осуществляется взаимопроверка работ.)
– Укажите место причастного оборота по отношению к определяемому слову: А – перед определяемым словом; Б – после определяемого слова. (Некоторые знаки препинания опущены.)
I вариант
1) Человек воспитанный в духе высоких идеалов способен делать чудеса.
2) Остались у мальчишки ордена отца погибшего под городом Берлином.
3) И низко висит над чужой землей ревущее грозою наше небо.
4) Жизнь пройденная без служения широким интересам и задачам общества не имеет оправдания.
5) Реют, как птицы, на резком ветру пробитые пулями стяги.
6) Море шумело сожженное лунным огнем.
7) За кормой развевался просвеченный солнцем бело-сине-красный торговый флаг.
8) В эти дни мы должны были соединиться с идущими нам навстречу ополченцами.
9) На мост поднимались вялые изнемогающие от жары люди.
10) Лес оторванный от сна эхом взвыл протяжно.
11) Ветка была покрыта листьями похожими на перья страуса.
12) Ветер перелистывал книгу забытую на окне.
II вариант
1) Юный лес в зеленый дым одетый теплых гроз нетерпеливо ждет.
2) Снова ведет со мною прерванный разговор вереском и травою прочно поросший двор.
3) Сквозь густые кусты орешника перепутанные цепкой травой спускаетесь вы на дно оврага.
4) Битком набитый птичьим свистом кипит и светится лесок.
5) Запах белой гвоздики нагретой солнцем наполнял вагоны.
6) В застывшем небе гасло последнее облако освещенное холодным закатом.
7) Бурые сосны роняли иголки на отсыревший с рассветом песок.
8) Наступило давно ожидаемое нами время.
9) Свежий морской день сотканный из легкого холода и легкой синевы был прекрасным.
10) Земля пахла прибитой дождем пылью.
11) Ум направленный на одно отрицание бледнеет, сохнет.
12) Люблю до дыр зачитанные книги.
Правильные ответы для взаимопроверки
I вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Б | Б | А | Б | А | Б | А | А | А | Б | Б | Б |
II вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Б | А | Б | А | Б | Б | А | А | Б | А | Б | А |
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. Оценивание учебных достижений учащихся.
2. Беседа.
1) Какие особенности построения предложений с причастным оборотом?
2) Расскажите о правилах постановки знаков препинания в предложении с причастным оборотом.
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).
3. Использовав произведения художественной литературы, составить упражнение с выборочным ответом, аналогичное тому, которое выполнялось в классе.