УРОК № 66. Вариант 1
Тема. Повторение и обобщение изученного по теме “Предложения с обособленными членами”. Речевая деятельность. Развернутый ответ на уроке
Цель: обобщить знания учащихся об обособленных членах предложения; совершенствовать у них умения, необходимые для построения устного высказывания; развивать речь школьников; воспитывать у них любовь к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают присоединительные и уточняющие члены предложения и знают об их роли в речи; строят устное высказывание, используя
Оборудование: учебник, дидактический материал, карточки.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
– Проверка домашнего задания.
– Беседа с учащимися.
– Какую роль играют обособленные члены предложения?
– Чем они могут быть выражены?
– Какие условия необходимы для того, чтобы обособить определение и приложение, стоящие перед определяемым
– При каких условиях обособляются обстоятельства, выраженные существительным с предлогом?
– Назовите предлоги, с которыми обычно употребляются обособленные дополнения.
– Как узнать, соединяет союз или однородные члены или присоединяет уточняющее приложение?
– При каком условии обособляются приложения с союзом как?
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Вопрос учащимся.
– Для чего в конце темы проводятся уроки повторения и обобщения изученного?
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Творческая работа.
Поставьте деепричастный оборот, относящийся ко второму сказуемому, после союза и запишите предложения. Подчеркните обособленные члены.
Брат девушки, восьмилетний мальчик, стоял, прислонившись к дереву, и косился на небо, склонив голову набок. Собрав последние остатки сил, мы потащились к станции, но сели отдыхать, не дойдя до нее каких-нибудь двухсот-трехсот шагов. Вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и голуби быстро кружатся над ней, пестрея в светлом воздухе.
– Работа по карточкам.
КАРТОЧКА 1
1 Замените, где это возможно, выделенное предложение деепричастным оборотом. Запишите полученные предложения.
Я неистово торопил время в детстве, так как ожидал день покупки велосипеда, обещанного отцом ко дню моего рождения. Когда мы подъехали к пристани, паром уже отходил. Шофер поднажал на газ, потому что рассчитывал к ночи добраться до жилья. Пара сытых лошадей, хотя в струну натягивая постромки, еле тащила тяжелую бричку.
КАРТОЧКА 2
Составьте предложения с данными деепричастными и причастными оборотами.
Оплатив проезд, не пренебрегая советами, освещенный лучами восходящего солнца, еще не высохшая после дождя.
– Работа по вариантам.
Из двух простых предложений составьте одно: а) с обособленным определением; б) с обособленным обстоятельством. Оба предложения разберите синтаксически.
Вариант I
В наступившей тишине невнятно громыхнул гром. Гром как бы предупреждал об опасности.
Вариант II
Ветер сильно раздувал огонь. Ветер вздымал тысячи искр кверху.
– Задание учащимся.
Спишите, ставя знаки препинания. Подчеркните приложения.
Первая линия метро или метрополитена была открыта в Москве 1935 году. Многие мальчики нашего класса например Теплов, Смирнов и Никитин увл..каются шахматами. Все ребята особе..о любители лыжного спорта рад..вались наступлению зимы. Самые ра..ие цветы даже подснежн..ки еще не ра..пустились.
– Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] – 242 (письменно).
[2] – 487 (письменно).
– Диктант.
ВЕСЕННИЙ ЛЕС
На втором сезоне то есть на третьем году от рождения Бима Иван Иванович познакомил его с лесом. Это было очень интересно. Вот они остановились на широкой поляне. Иван Иваныч стал за куст орешника и смотрел вверх. Вверху было светло, а здесь внизу становилось все темнее и темнее. Кто-то прошуршал по лесу и притих. Солнце пронизывало в лесу все насквозь кроме сосняка да и тот кое-где изрезан золотом лучей. И было тихо. До чего же хороша весенняя утренняя тишина в лесу.
(По Г. Троепольскому)
V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– Слово учителя.
Один из верных способов, помогающих ничего не упустить, обо всем сказать полно, последовательно и четко,- отвечать по заранее составленному плану. Сегодня на уроке мы работаем над развернутым ответом по теме “Обособленные члены предложения”. Наше высказывание будет представлять собой рассуждение в научном стиле. Вспомните, что основные элементы рассуждения – тезис, доказательства, вывод. Работать вы будете по группам. I группа расскажет об обособленных определениях; II – об обособленных приложениях; III группа – об обособленных обстоятельствах; IV – об обособленных дополнениях.
– Работа над составлением развернутого ответа (в группах).
1. Составьте план развернутого ответа.
Образец плана ответа (на примере I группы):
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Обособленные определения и цель их обособления.
2. Условия обособления определений:
А) постпозиция по отношению к главному (определяемому) слову;
Б) любая позиция по отношению к главному слову, выраженному личным местоимением;
В) наличие добавочного обстоятельственного значения;
Г) дистантное расположение по отношению к определяемому слову.
3. Роль обособленных определений в предложении.
2. Работа в парах.
Учащиеся готовят устные развернутые ответы на данную группе тему и излагают материал по плану (по 1 ученику-спикеру от каждой группы).
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] – тестовые задания, с. 241-242; [2] – 508 (письменно).
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Вопрос учащимся.
– Какие обособления, уточняющие члены предложения встретились в диктанте? Чем они выражены?