СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
УРОК № 17
Тема. Повторение. Правописание отрицательных и неопределенных наречий
Цель: повторить правописание отрицательных и неопределенных наречий, формировать умения и навыки различать простые и сложные предложения, повторить сведения о способах связи между частями сложного предложения; развивать логическое мышление; воспитывать культуру речи.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Положительное нечто лучше, чем отрицательное ничто.
Э. Хаббард
I.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
2. Беседа с учащимися.
1) Какие разряды наречий вы знаете?
2) Приведите примеры отрицательных наречий.
3) Приведите примеры неопределенных наречий.
IV. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Творческий диктант.
– Запишите словосочетания; укажите, в каких предложениях использованы
Никому не писать, ни к кому не обращаться, никуда не ездить, никого не спрашивать, ни от кого не зависеть, ниоткуда не получать писем, некем заменить, не с кем передать, негде разместиться, не о чем говорить, незачем понапрасну беспокоиться, некого позвать, не от кого ждать писем, неоткуда позвонить, нимало не беспокоиться, нисколько не волноваться, приобрести несколько книг, никогда не унывать, ни от чего не падать духом, ничего не скрывать.
– Составьте сложноподчиненное предложение, используя данные словосочетания; начертите схему предложения.
– Сформулируйте правило написания отрицательных наречий.
Вывод. Не и ни в местоименных отрицательных наречиях являются приставками и пишутся слитно, под ударением пишется не, без ударения – ни.
Эти наречия надо отличать от шести местоимений: никто, ничто, никого, никакой, ничей. В этих местоимениях, когда есть предлог, не и ни пишутся раздельно.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Работа с текстом.
– Прочитайте текст, расставьте в нем знаки препинания, найдите сложноподчиненные предложения, определите вид придаточных.
На почтовой станции куда я прибыл вечером лошадей не оказалось. Ночь между тем сгустилась в такую беспросветную тьму какая возможна только в сибирскую ненастную осень. Небо сплошь было покрыто тучами. Взглянув вверх можно было с трудом различить как неслись во мраке тяжелые безобразные громады но внизу царствовала полная темнота. И все-таки ехать было необходимо. Через полтора часа под окнами послышался звон колокольчика. Небо чуть-чуть прояснилось. Тучи бежали быстро точно торопились куда-то убраться вовремя. Дождь перестал только временами налетали откуда-то сбоку из мрака крупные капли как будто второпях роняемые быстро бежавшими облаками. На фоне черного леса в сыром воздухе клубился дымок кое – где вылетали искры и таяли во мраке.
– Найдите в тексте неопределенные наречия, объясните их правописание.
– Приведите свои примеры неопределенных наречий.
Вывод. Дефис пишется в неопределенных наречиях с суффиксами – то, – либо, – нибудь и приставкой кое-. Например: где-то, куда-то, когда-либо, кое-где и т. п.
В главной части сложного предложения могут употребляться неопределенные и отрицательные наречия.
Кое-где в лесу, где уже растаял снег, виднелась черная голая земля.
3. Лингвистическое конструирование.
– Составьте 4 сложноподчиненных предложения с неопределенными наречиями; выделите грамматические основы и начертите схемы предложений.
4. Тестовая работа.
Предложения записаны на доске или на карточке. (Осуществляется взаимопроверка работ.)
– Задание 1. Определите, при помощи чего связано придаточное предложение с главным (А – союза, Б – союзного слова).
I вариант
1) Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косят.
2) Посмотри, какая мгла в глубине долин легла.
3) Море и тянет к себе, и пугает, пока не привыкнешь к нему.
4) Зимним утром на рассвете редко можно понять, какой будет день.
II вариант
1) Счастлив я, что был мной прожит торжественнейший день земли.
2) Пустыня покоряется тем, кто не боится ее суровых будней.
3) Надо ли словами говорить о счастье, если перед вами мир, открытый настежь.
4) Нет мысли, которую нельзя было бы выразить просто и ясно.
– Задание 2. Определите, имеется ли в главном предложении указательное слово (А – да, Б – нет).
I вариант
1) Вдохновение – такая гостья, которая не любит посещать ленивых.
2) Тот, кто прочел два десятка великих книг, прожил два десятка великих жизней.
3) Воспитывать людей – искусство, которому надо учиться без конца.
4) Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать.
II вариант
1) Каждую вещь надо писать так, как будто она последняя в вашей жизни.
2) Обыкновенно писатели успевают создать лишь небольшую часть того, что могли бы.
3) Память сохраняет только то, что вы сами даете ей на сохранение.
4) И есть слова, которым век сиять.
– Задание 3. Определите вид предложения (А – простое, Б – сложноподчиненное).
I вариант
1) Кое-где падали как будто синие полосы отдаленных дождей.
2) Сегодня день такой что впору про все невзгоды позабыть.
3) Свет луны как нарочно притушен.
4) Дальние горы казались как бы вырезанными из разноцветного картона.
II вариант
1) Леса на дальних косогорах как желто-красный лисий мех.
2) В зеркальных окнах пылало только что поднявшееся солнце.
3) Посмотри как тихо позолоту август рассыпает по полям.
4) На дворе гнулась и металась акация как будто сердитый ветер трепал ее за волосы.
Правильные ответы для взаимопроверки
I вариант | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Задание 1 | А | Б | А | Б |
Задание 2 | А | А | Б | А |
Задание 3 | А | Б | А | А |
II вариант | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
А | Б | А | Б |
А | А | А | Б |
А | А | Б | Б |
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
2. Составить 5 сложноподчиненных предложений с союзным словом который.
3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.