4 класс
Состав слова
Правописание префиксов и суффиксов
ТВОРЧЕСКИЕ СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Обозначить префиксы в данных группах слов. Подобрать по два слова с такими же префиксами.
Выгореть, выдержать, выставить. Зашел, забежал, залетел. Напишу, нарисую, нарежу. Перевозчик, передвигаться, перенос. Сбить, сбоку, сверху.
2. Обозначить префиксы. В рядах слов подчеркнуть лишние.
I. Вбежать, ввинтить, вратарь, врасти. Довесить, довоенный, долгий, домишко. Предвыборный, предметный, предпоследний, председатель. Посуда, поездка, понравиться,
ІІ. Подснежник, пододеяльник, подорожник, подзатыльник. Надежда, надсмотрщик, надкусить, надписать. Избрать, известный, изготовить, издавна. Перечитать, пересмотреть, переделать, передовой. Списать, сгореть, скользить, склеить.
III. Разносить, разбить, различаться, разделиться. Расписаться, расколоться, растереться, расти. Беседка, бессонница, бесконечность, бесчеловечность. Воск, воссоединение, восток, восстановление.
3. От данных слов образовать слова с помощью префиксов в – (во-), вы-, до-, за-, на-. Составить с ними предложения.
Ходить,
4. Образовать слова с помощью префиксов от-, пере-, под – (подо-), про-, с – (со-) отданных слов. Составить с ними предложения.
Лететь, ехать, везти.
5. Образовать слова с помощью различных префиксов от данных слов. Составить с ними предложения.
Делать, читать, писать, рисовать.
6. Обозначить префиксы. Выписать попарно слова с противоположным значением.
Вошел, принес, отцвел, подъехал, восход, вышел, налил, друг, отнес, прибежал, отъехал, выбежал, привез, неинтересный, вылил, отвез, недруг, интересный, зацвел, заход.
ТВОРЧЕСКИЕ СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Обозначить суффиксы и объяснить, какое значение они придают словам. Подчеркнуть лишние слова в рядах слов.
Помидорчик, огурчик, грузчик, лимончик. Малинка, машинка, травка, украинка. Клубничка, москвичка, земляничка, лисичка. Мудрец, храбрец, хитрец, морозец. Свист, программист, футболист, каратист. Свидетель, водитель, коростель, любитель. Ракетчик, кузнечик, водопроводчик, летчик.
2. Образовать слова с помощью суффиксов, имеющих уменьшительно – ласкательное значение.
Комната, лестница, огород, орех, помидор, рисунок, сестра, улица, яблоко.
3. Записать названия лиц (людей), которые читают, пишут книги, преподают; учат, учатся, строят, ходят в школу, работают, покупают, продают.
4. Записать названия признаков предметов, сделанных из серебра, меди, соломы, дерева, глины, кирпича, шерсти, шелка, кожи, металла.
5. Вставить подходящие по смыслу слова, образовав их от выделенных с помощью суффиксов – ений-, – аний-.
Образец: Я родился 28 декабря. Это мой день рождения.
1. Сейчас я читаю книги Ролинга о Гарри Поттере. … – мое любимое занятие. 2. Потом я нарисую главного героя этой книги. Я люблю заниматься… . 3. Сестра научилась вязать и увлеклась… . 4. Мой друг Владик плавает в бассейне. Он уже достиг больших успехов в…. 5. На уроках мы узнаем много полезного. Эти… пригодятся нам в жизни. 6. Мы уже умеем разбирать слова по составу. Эти… необходимы, чтобы писать грамотно.
ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Выписать слова с суффиксами – ость-, – от-. Рядом записать однокоренные слова, отвечающие на вопрос какой?
МУДРЫЕ МЫСЛИ
1. Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, – это дружба. (Ларошфуко) 2. Дружба – это прежде всего искренность, это критика ошибок товарища. (Н. Островский) 3. Честность есть открытое, искреннее отношение. Нечестность есть тайное, спрятанное отношение. (А. Макаренко) 4. Доброта лучше красоты. (Генрих Гейне) 5. Самая высокая радость в жизни – чувствовать себя нужным и близким людям. (М. Горький) 6. Скромность – мать великих деяний. (Оноре де Бальзак) 7. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо) 8. В характере, в манерах, в стиле, во всем самое прекрасное – это простота. (Г. Лонгфелло)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
Обозначить суффиксы в выделенных словах.
ОБ АЛАНЕ МАРШАЛЛЕ
Жил в Австралии мальчик Алан. После тяжелой болезни одна нога у него потеряла способность к движению. Мальчик передвигался на костылях. Многие смотрели на него с сожалением. А он хотел уметь все, что умеют здоровые люди. Больше всего хотелось ему ездить на лошади. Но наезднику нужны крепкие ноги. И Алан вместе со своим другом начал тренироваться. Сколько преград и препятствий преодолел этот упорный мальчишка! О своем детстве Алан Маршалл написал книгу “Я умею прыгать через лужи”.
78 слов. (По И. Кленицкой)
О ПИСАТЕЛЕ НИКОЛАЕ НОСОВЕ
Вы любите смешное? Тогда вам понравятся рассказы и повести Николая Носова. Пригодятся они и вашим младшим братьям и сестрам. Книжки этого писателя не забудутся и тогда, когда вы вырастете. Тогда вам тоже захочется окунуться в этот добрый мир. И рука, как в детстве, потянется к книге замечательного юмориста. Многим больше всего нравятся “Фантазеры”, “Мишкина каша”. А я люблю читать о Знайке и Незнайке, Винтике и Шпунтике, Ворчуне и Молчуне.
73 слова. (По И. Кленицкой)
ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Выписать слова, однокоренные с выделенными. Объяснить, какое значение этим словам придают суффиксы.
В ЛЕСУ НОЧЬЮ
Как над заводью зеленой
Поднялась звезда.
Пил из заводи лосенок –
Вкусная вода!
И река волной звенела
Только для него,
И звезда не пожалела
Света своего!
И была лосиха рада,
Стоя под сосной…
Вольно веяло прохладой
С заводи речной.
(А. Прокофьев )
ПЕСЕНКА ЩЕГЛА
Щебечет в рощице щегол:
– Ах, мой щегленок еще гол!
Щегленку плащ бы щегольской,-
И будет счастлив щеголь мой!
(М. Ясное)
ПТИЧЬЯ СКОРОГОВОРКА
Грачиха говорит грачу:
– Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!
(Т. Соколов)
2. Выписать четыре пары однокоренных слов и подчеркнуть чередующиеся согласные.
ПРОСТО СТАРУШКА
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старуха. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку с книгами и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – ответил мальчик.
– Мама? – спрашивает подружка.
– Нет!
– Ну, тетя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – отвечает мальчик. – Это просто старушка.
(По В. Осеевой)
3. Выписать однокоренные слова по парам. Подчеркнуть в них чередующиеся гласные.
I ЧАСТЬ
Поют ручьи, бегут ручьи – все к реке собираются. Проберется ручей по овражку незаметно под снегом и с берега – прыг! – в реку.
(В. Бианки)
Заяц вскакивал на дерево, но каждый раз срывался. Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук.
(В. Бианки)
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой –
Не ломай меня!
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя –
Вырасти меня.
(П. Воронько, пер. с укр. С. Маршака)
Чебурашка чуть не умер от страха.
“Надо идти сдаваться,- подумал Гена. Потом еще подумал и решил: – Нет, не надо! Крокодилы умирают, но не сдаются”.
(Э. Успенский)
II ЧАСТЬ
Мы подровняли грядки. Прозвучала команда “Равняйся!”
В древнем Риме гладиаторов учили отважно сражаться и умирать. Толпа решала, жить или умереть побежденному.
Большие жуки плавунцы нападают на мальков. Мой друг отличный пловец.
Скоро мы будем писать изложение. Излагать свои мысли нужно четко и ясно.
При сложении чисел к одному слагаемому нужно прибавить второе слагаемое.
Тыне забыл запереть дверь? Не забывай запирать ее каждый день.
4. Выписать однокоренные слова по парам, подчеркнуть чередующиеся согласные.
До изобретения книгопечатания книги переписывали вручную. Книжки были очень дорогие.
Монахи, умевшие писать, назывались писцами. Люди пишут по-разному: справа налево, слева направо, сверху вниз.
Люди иногда имеют разные мнения об искусстве. Один человек может сказать, что эта картина прекрасна. А другой скажет, что она безобразна.
Во все времена люди пользовались красивыми вещами. Они часто украшали свои изделия.
Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Жабры поглощают кислород из воды.
В компьютеры закладываются программы, которые копируют человеческое мышление. Они решают проблемы быстрее, чем человек мыслит.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
1. Разобрать по составу выделенные слова.
ЧУДЕСНАЯ КЛАДОВАЯ
I ЧАСТЬ
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью вместо одного мешка уже двадцать. Ведро
Картошки превращается в двадцать ведер. Из горсточки семян вырастает большая куча огурцов, редисок, помидоров, морковок.
Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже догадался, как она называется? Она называется земля.
И стол, и книга сделаны из дерева. А дерево выросло из маленького семечка, упавшего на землю. Рубашку сделали из льна. А лен вырос из семечка, брошенного в землю.
84 слова.
ІІ ЧАСТЬ
Весной кладовую отпирают, вспахивают поле острым плугом. Потом кладут в нее семена, засевают поле зерном. Потом кладовую нужно запереть, засыпать зерно землей. В кладовую кладут не только зерно, но и картошку, и рассаду. А осенью приходит хозяин и берет горы зерна, картошки, моркови, огурцов, капусты. Но чудесная кладовая слушается только хорошего хозяина, а плохого не послушает.
56 слов.
III ЧАСТЬ
Придет плохой хозяин, а у него вместо хлеба и овощей одни сорняки. Откуда они взялись? Когда надо было сеять хлеб, плохой хозяин не отобрал хорошие семена. Сорная трава принялась расти не по дням, а по часам. Заглушила она хлебные колосья, отняла у них воду, заслонила от солнышка. И на огороде тоже сорная трава разрослась. Вот почему чудесная кладовая плохому хозяину дала мало.
Что же выходит? Если не работать, самая расчудесная кладовая перестанет делать чудеса.
74 слова. (По М. Ильину)
2. Обозначить префиксы в выделенных словах.
СИНИЧКА ЗИНЬКА
Опять выглянуло солнышко, да такое веселое, яркое! Оно даже пригревало немножко. С крыт повисли сосульки, и по ним заструилась вода.
“Вот и весна начинается?”, – решила Зинька. Обрадовалась и запела звонко.
Вдруг зашипело по лесу, побежала поземка. Загудел лес, и стало в нем темно, как вечером. Налетел ветер, деревья закачались. Полетели сугробики с еловых лап. Снег посыпал, завился. Началась пурга. Зинька присмирела, сжалась в комочек. Хорошо, что дятел пустил ее в свое запасное дупло, а то пропала бы синичка.
80 слов. (По В. Бианки)
МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА
Муравей спустился к ручью. Он захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку. Она увидела, что муравей может утонуть. И бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
65 слов. (По Л. Толстому )
3. Обозначить суффиксы в выделенных словах.
СНЕЖИНКИ
Жили-были снежинки. Родились они в снежном облаке высоко над землей. Росли они не по дням, а по часам. И с каждым часом делались прекраснее и наряднее.
Все они были похожи друг на друга, как сестры, но у каждой был свой наряд. Одна была совсем как звездочка с шестью лучиками. Другая напоминала цветок с шестью лепесточками. А третья сверкала, как драгоценный камушек.
Дети делали из снежинок снежки, лепили из снега неуклюжие головы и туловища снеговиков.
76 слов. (По М. Ильину и Е. Сегал)
НА ЛУГАХ
На зеленом лужку трава выше колена. Кланяются лиловые колокольчики, вьется цепкий горошек и белеют высокие ромашки. Ползают по былинкам пестрые жучки-коровки, порхают разноцветные мохнатые шмели. А на листочке подорожника сидит большой зеленый кузнечик, громко стрекочет. Сладким медом пахнет розовый сочный клевер.
43 слова. (По И. Соколову-Микитову )
4. В выделенных словах левой колонки обозначить суффиксы, а в выделенных словах правой – префиксы.
МАСТЕРСКАЯ В КАРМАНЕ
Подарок именинный –
Отличный
Перочинный
Стальной
Складной
Карманный нож.
Шестнадцать лезвий
В нем найдешь.
И все они работники, –
Усердней не найти, –
Садовники и плотники,
Помощники в пути.
Всегда готов он помогать
Тебе во всяком деле –
Простую палку обстругать
И вырезать модели,
Разрезать тоненькую нить,
К дичку антоновку привить,
Отсечь сухие ветки,
В лесу оставить метки,
С конверта срезать марки,
С листа стереть помарки
Или на отдыхе в лесу
Нарезать хлеб и колбасу.
(С. Маршак)
5. Подчеркнуть слова, в которых есть суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением. Обозначить эти суффиксы.
УТРЕННИЕ ЛУЧИ
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.
Первый лучик полетел и попал на жаворонка. Выпорхнул жаворонок из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку.
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушками зайчик и побежал добывать сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петушок захлопал крыльями. Курочки слетели с насеста, закудахтали, стали разгребать сор и червячков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка, села на окошечко и полетела собирать медок с душистых цветов.
83 слова. (По К. Ушинскому )
ПОРА СПАТЬ
Один глазок у Аленушки спит, другой смотрит. Одно ушко у Аленушки спит, другое слушает. Все теперь собрались около Аленушкиной кроватки. И храбрый Заяц, и Медведко, и забияка Петух, и Воробей, и Воронушка-черная головушка, и Ерш Ершович, и маленькая Козявочка.
Закрылся другой глазок, заснуло другое ушко. А около Аленушкиной кроватки зеленеет весело весенняя травка, улыбаются цветочки. Наклонилась над самой кроваткой зеленая березка и шепчет что-то так ласково-ласково. И солнышко светит, и песочек желтеет.
Спи, Аленушка! Набирайся силушки.
78 слов. (По Д. Мамину-Сибиряку)
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
Разобрать выделенные слова по составу. Рядом записать однокоренные слова для проверки написания безударных гласных или звонких – глухих согласных корня.
ВСЕ ЯРЧЕ И ЯРЧЕ СВЕТИТ СОЛНЦЕ
Над полями и лесами все ярче и ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги, посинел на речке лед. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые гнезда.
Зазвенели ручьи. Надулись на деревьях смолистые, пахучие почки. Выбежал на опушку заяц-беляк, присел на пенек, огляделся. Ушки на макушке у робкого зайца. А в глухом лесу вывела, медведица родившихся в берлоге маленьких медвежат на первую прогулку. На полянке весело играют смешные, неуклюжие медвежата.
74 слова. (И. Соколов-Микитов)
ЗАЧЕМ ЖИВОТНЫМ ХВОСТЫ?
Хвосты нужны всем ЖИВОТНЫМ. Коровы хвост отгоняют разных насекомых. Лисице и белочке хвост помогает рулить. С помощью пушистого руля они могут быстро повернуть. Обезьяны цепляются длинными хвостами за ветки. Отпустят руки и ноги и висят на хвостах вниз головой. У кенгуру хвост служит опорой при движении. Крокодилы тяжелым хвостом могут сильно ударить. А вот павлиний хвост – просто красота!
61 слово.
ОТКУДА ПРИШЛА КНИГА?
Жизнь книг берет начало в лесу. От дерева до книги длинный путь. Люди срубили деревья, отвезли на фабрику. Рабочие распилили их, сварили бумажное тесто. Потом массу раскатали в тонкие полосы, свернули в рулоны. Готовую бумагу отправили на книжную фабрику.
Там есть наборный, печатный и переплетный цехи. Отсюда книги идут в библиотеку, в магазин, к читателю.
60 слов.
ЛЮБИМЫЕ КНИГИ
Хорошо посидеть осенним или зимним вечером на диване с любимой книгой. Вот сказка о золотой рыбке. Мудрую книгу подарил нам Пушкин. А вот парнишка в овчинном полушубке шагает по зимней дороге. Мужичок с ноготок ведет за уздечку лошадку. Это чудесные стихи Некрасова.
Много счастливых минут доставляют книги. Можно полететь в ракете к далеким звездам, побывать на холодном севере, в жаркой пустыне.
63 слова.