МОРФОЛОГИЯ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
§21 Правописание суффиксов имен существительных – ек, – ик(-чик, – ник)
189
1. Прочитайте текст. Какие правила из тех. что искал Петя, вы знаете? Приведите примеры слов на это правило. Запишите три примера.
Письменный стол. За столом сидит Петя. Перед ним учебник и тетрадь. Открыта первая страница чистой тетради.
Сейчас Петя искал в учебнике правила: какие гласные пишутся посте шипящих и ц.
Потом ему понадобились суффиксы – ек, – ик: в каких словах употребляется -ек, а в каких -ик.
По М. Коршунову
2. Какое правило из названных в тексте упражнения совпадает с темой данного параграфа?
190 Анализ теоретического материала
1. Спишите слова, поставьте их в форму родительного падежа. Какое явление делает корни “непохожими”?
День – дня, пень, ремень, сон, лоб, рот, лед, уголь.
Вспомните!
– Гласные о, е могут чередоваться с нулем звука: сон – сна, день – дня, грибочек – грибочка. Такие гласные называются беглыми.
2. Прочитайте правило. Какое языковое явление предлагается
Если при склонении существительного, с суффиксом – ек или – ик. гласная суффикса выпадает, то пишется суффикс – ек (беглая е): если гласная суффикса не выпадает, пишется суффикс
3. Расскажите друг другу правило проверки написания е, и в суффиксах – ек, – ик по данному началу. Завершите правило рассуждением, образец которого приведен ниже.
Чтобы проверить, е или и надо писать в суффиксах – ек, – ик, надо… .
Образец рассуждения.
– нет ключика (-ика), гласная суффикса не выпадает, надо писать – ик – – нет замочка (-чка), гласная суффикса выпадает (беглая е), надо писать – ек –
191
Спишите слова, встав. ляя суффиксы – ек, – ик. Суффиксы выделите. Обозначьте орфограммы.
Чайнич.., огонеч.. , листоч.., сыноч.., уголеч.., комар.., карандаш.., гвозд.., рассказ.. , дом.., шалаш…
192
1. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и суффиксы – ек, – ик.
2. Обозначьте орфограммы в корнях с чередованием, а также б префиксах пре-. при-.
Прикроватный стол.. ; пр..тупился ножич.. ; пр..б..раю в сарайч..е; пр..красный уголоч.. ; пр..милый человеч.. ; пр..открьл словар.. ; от..оченный карандаш.. ; ра..колоть ореш..к; сг..рел шалаш.. ; р..стет грибоч.. ; выб..рал подароч. ; зап..реть ящич.. ; ст..раю сарафанч..; выт..реть стаканч.. ; сл..жил халат…
3. Каким способом были образованы выделенные слова: префиксальным, суффиксальным или префиксально-суффиксальным? Сделайте их словообразовательный разбор.
193
1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
2. Составьте пунктуационные схемы предложений. Объясните написание суффиксов.
1. Колокольч..ки мои цветики степные что глядите на меня темно-голубые? (А. Толстой). 2. Потеш.. же миленький дружоч..к! Вот лещ..к потрошка вот стерляди кусоч..к (И. Крылов). 3. Действительно из-за
Угла показался еж..к на его иглы был наколот платоч..к (Е. Носов).
4. Смотрит..ль выдвинул ящич..к достал оттуда мешоч..к и несколько пачеч..к бумаги (В. Шефнер).
3. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения и морфологический разбор выделенного слова.
194
1. Прослушайте текст. Озаглавьте его. Определите границы вступления, основной части и заключения.
2. Докажите, что текст относится к повествованию. Для этого укажите следующие признаки повествования:
– докажите, что это рассказ о событии и герое;
– найдите ответ на вопрос: “О чем или о ком рассказывается?”;
– укажите завязку, развитие действия, кульминацию, развязку;
– укажите глаголы действия.
Из командировки папа привез нам игрушечную деревянную посуду; крошечные чашечки с блюдечками, сахарницу, чайничек, вазочку, самоварчик и полоскательницу, чтобы мыть эту посуду. Внутри посуда была белая, снаружи – синяя с розовыми цветочками и зелеными листиками.
Мы тихо ахнули от радости. Потом досыта налюбовались посудой, погладили синие края чашечек, подули на них, понарошку попили; отворачивали самоварный краник; совсем крошечный, а мог открываться! – и отнесли на террасу, чтобы с утра поиграть как следует. И все легли спать, потому что время было позднее.
Утром мы сразу побежали на террасу к новым синим чашечкам, блюдечкам, самоварчику и сахарнице. Посудка стояла не на столе, где мы ее оставили, а под столом, и рядом с ней сидела наша двоюродная сестричка Аллочка, ей как раз исполнилось два года. Она серьезно поглядела на нас, положила в рот чашечку – крррак! – на ладошке уже половинка чашечки. Крррак! – уже много мелких кусочков, беленьких с одной стороны, синих с другой и желтых в изломе.
…Мы смотрели в оцепенении, как одна за другой уходят в небытие синие чашечки и блюдечки.
Куда девался весь разум, который, по-видимому, был у нас? Мы не отобрали у Аллочки синие чашечки, и блюдца, и вазочку, и самоварчик, а сели рядом на пат, на широкие доски и – крррак! – разгрызли по чашечке, крррак! – по блюдечку. Самоварчик долго сопротивлялся, он был из целого кусочка дерева Мокрые черепочки складывали в кучу на пату.
Стол был без скатерти, но если бы мне пришлось делать рисунки к этому рассказу, я бы лучше нарисовала скатерть длиною до самого пола, чтобы не было видно, как мы сидим и грызем синие чашечки с белыми серединками и розовыми цветами.
Т. Александрова
3. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Перескажите текст, используя эти слова в качестве опорных.
195
Прочитайте выделенное предложение в тексте упражнения 194. Определите его смысл. Постарайтесь придумать еще 2 предложения, в которых передайте смысл этого предложения.
Проверьте свои знания
196
Завершите высказывание.
1. Если при склонении в именах существительных с уменьшительно-ласкательным значением выпадает гласная е, то….
2. Суффикс – ик в именах существительных пишется, если….
197 “Четвертый лишний”
1. Хвост..к, чайнич..к, луч..к, стол..к.
2. Венич..к, 6ананч..к, хлебуш..к, платоч..к.
198
1. Спишите первые два абзаца текста упражнения 194.
2. В именах существительных выделите суффиксы. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.