I СЕМЕСТР
УРОК 15
Тема. Природа. Времена года (осень). Разучивание стихотворения об осени со слов учителя. Картины, возникающие в воображении при слушании. Признаки хорошего высказывания (громкость, темп речи)
Цель: ознакомить учащихся с названиями времен года и осенних месяцев; разучить стихотворение об осени со слов учителя; развивать воображение, образное мышление, связную речь; воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, родной земле.
Оборудование: репродукции картин об осени известных художников, аудиозапись
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Сообщение темы и задач урока
– Отгадайте загадку – и вы узнаете тему сегодняшнего урока.
На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришел старик седой. (Год)
– Что это за ступеньки? (Месяцы)
– Вы уже догадались, что сегодня мы поговорим о временах года.
III. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Беседа
– Сколько времен года вы знаете? (4)
– Назовите их.
–
– Сколько дней может быть в месяце?
2. разучивание стихотворения о временах года со слов учителя
Весна красна цветами,
Лето – солнцем и грибами,
Осень – рожью и снопами,
Зима – белыми снегами.
3. Беседа
– Какое сейчас время года? (Осень)
– Чем богата осень?
– Какие приметы осени вы знаете?
4. Демонстрация репродукций картин
Звучит “Осенняя песнь” из альбома П. Чайковского “Времена года”
– Посмотрите, пожалуйста, на картины известных художников. Какое время года на них изображено?
– По каким признакам вы поняли, что на картинах изображена осень?
5. Декламирование стихотворений об осени учителем с элементами беседы
Что за чудо,
Что за диво!
Осень лес позолотила.
Золотистый клен стоит.
Золотой ковер шуршит.
Под ногами позолота.
Солнца лучик золотой,
Ты украсил лес густой?
Золотистые рябинки,
И березы, и осинки,
Липки, ясени и дуб –
Позолота там и тут.
– Какую краску выбрал поэт для этого стихотворения?
– Какое построение у этого стихотворения?
– Послушайте стихотворение А. К. Толстого и подумайте, какие краски подойдут к этой картине?
Осень. Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
– Какие краски вы возьмете для этого стихотворения?
– Какое настроение у этого стихотворения?
– Послушайте, как описывает осень А. С. Пушкин.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
– Какое настроение у этого стихотворения?
– Так описал осень Ф. И. Тютчев.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит, как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
– А так – Н. А. Некрасов.
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.
– Какие краски надо взять, чтобы нарисовать осень?
6. Заучивание названий осенних месяцев Учитель. Назовите осенние месяцы.
Подсказка:
Вересень – сентябрь.
Жовтень – октябрь.
Листопад – ноябрь.
7. Физкультминутка (по выбору учителя)
IV. Закрепление и осмысление нового материала
1. Разучивание стихотворений об осени (по выбору)
2. Творческая работа
– Разукрасьте осеннюю картину: пронумеруйте последовательность времен года, начиная с Нового года.
V. Итог урока
– О каком времени года мы сегодня говорили?
– Какого цвета осень?
– Назовите приметы осени.