УРОК № 22
Тема. Произношение чт – [шт] и [ч’т], чн – [шн] и [ч’н]. Гласные и, ы, е после ц
Цель: обучать школьников орфоэпическим нормам русского языка; изучить правила написания е, и, ы после ц; развивать навыки нахождения орфограммы в слове; воспитывать наблюдательность учащихся.
Ожидаемые результаты: учащиеся, следуя орфоэпическим нормам, правильно произносят сочетания [шт], [ч’т], [шн] и [ч’н] в словах; знают правило написания е, и, ы после ц; находят изучаемую орфограмму в словах.
Оборудование: учебник, карточки
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Переведите слово на русский язык и запишите. Скажите, чем отличается произношение и написание этих слов в русском и украинском языках.
Міліція, станція, птиця, молодці, цирк, цифра, циган.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Творческий диктант.
Замените данные определения одним словом с соответствующим значением. Подчеркните орфограмму.
Место соединения сшитых кусков ткани (шов). Водитель
– Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Вставьте пропущенные буквы. Запишите их звуковое значение.
Образец: жИЛьцы – [жы].
Услыш..т, уч..сток, ч..жой, щ..вель, дрож..т, удач.., ч..чело, сообщ.., ж..ри, горяч..я, задач.., полощ.., ж..р, полож.. .
КАРТОЧКА № 2
Подчеркните согласный в слабой позиции. Подберите проверочное слово, чтобы проверяемый согласный стоял в сильной позиции. Запишите звуковое значение обеих позиций.
Образец: гараЖ[ш] – гараЖ[ж]и.
Ошибка, погрузка, отправка, сладкий, жидкий, резкий, способ, багаж, огород, мотив.
– Словарный диктант.
Запишите слова. Подчеркните орфограмму. Объясните, как обозначена мягкость в словах.
Очки, внучка, срочно, овощной, строчка, кавычки, мощный, мечта, одуванчик, женщина, помощник, почта, солнечный, гонщик.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Слово учителя.
В написанном нами словарном диктанте мы встретили слова, в которых сочетание чт и чн произносятся и пишутся одинаково (срочн[ч’н]о, мечт[ч’т]а, солнечн[ч’н]ый, почт[ч’т]а). Но так бывает не всегда. Сочетания чн и чт могут произноситься как [шн] и [шт] (чт[шт]о, конечн[шн]о).
– Тренировочное упражнение.
Правильно произнесите изучаемые сочетания в словах. Запишите их звуковое значение.
Скучно, скворечница, прачечная, чтобы, пустячный, яичница, ничто.
– Слово учителя.
Звук [ц] в русском языке твердый, поэтому после буквы ц, когда мы слышим звук [э], писать нужно е. Буква е в данном случае не смягчает ц. Например: це[цэ]ль, це[цэ]нтр. В украинском же языке звук, обозначенный буквой ц, может быть мягким: ці[ц’і]ль, заець[ц’].
Буква и после ц пишется в корнях слов (ци[цы]рк) и в словах на – ция: милици[цы]я, репетици[цы]я.
Буква ы после ц пишется в окончаниях (улицы), суффиксах (птицыно), исключениях (Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и сказал: “Цыц!”).
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Тренировочные упражнения.
1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.
Ц..рковой, ц..ферблат, молодц.., акац..я, куриц..н, станц..я, ц..ганка, иллюстрац..я, овц.., ц..нга, пальц.., ц..ркуль, иллюминац..я, птиц.. .
2. Найдите в каждой группе слов лишнее.
Цирк, мотоцикл, красавцы, циклон.
Секция, цыган, цыкнуть, цыплячий.
– Распределительный диктант.
Запишите слова в две колонки: 1) с и после ц; 2) с ы после ц.
Цитата, на цыпочках, цыплятница, панцирь, цикл, лисицын, дисциплина, декорация, цирюльня, продукция, огурцы, нумерация.
– Работа с учебником.
Выполните упражнение: [1] 182.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 17, 18.
2. Выполнить упражнение: [1] 183.
3. Записать по три примера написания и, ы после ц по каждому пункту правила.
VI. ИТОГ УРОКА
– Вопрос учащимся.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?