ЗВУКИ И БУКВЫ. СЛОГ. УДАРЕНИЕ
УРОКИ 38 – 41 ПРОИЗНОШЕНИЕ И НАПИСАНИЕ СЛОВ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ЗНАКОМ
207
Прочитай слова, четко произноси звук [й].
Варенье, соловьи, деревья, ночью, жилье.
[йэ] [йи] [йа] [йу] [йо]
– После какого и перед каким звуком слышится [й] в этих словах? Обрати внимание, перед какими буквами пишется ь. Спиши слова, подчеркни в них эти буквы.
Запомни!
Если между согласным и гласным звуками слышится звук [й], то перед буквами е, е, и, ю, я пиши разделительный мягкий знак: печенье, пьет, ручьи, вьюга, братья.
208
Рассмотри
Образец. Сук – сучья.
209
Прочитай. В каких словах буквы я, ю обозначают один звук? В каких словах – два звука?
Семья приехала на дачу. Коля носит колья для подвязки помидоров. Оля сказала: “Я полю грядки!” Присела и стала вырывать сорняки. Таня улыбнулась: “Тогда я полью грядку”.
Мама удивилась: “Смотрите, какое крупное семя у тыквы!”. А папа посмотрел ласково на всех и сказал: “Какая у нас дружная семья!”
210
Спиши слова, дополни
Семя – семья, …
211
Прочитай народные приметы.
1. Осенью паутина – на ясную погоду. 2. Дождь сквозь солнце – к ненастью. 3. В ноябре зима с осенью борется. 4. Если ночью был иней, днем снег не выпадет.
Спиши предложения. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком, объясни его написание.
212
Рассмотри рисунок, прочитай, ответь на вопросы.
1. Чьи уши? 2. Кто это?
213
Прочитай. Запиши по образцу.
Образец. Нора лисы. – Чья нора? Лисья нора.
Конура для собаки. Молоко коровы. Молоко козы. Повадки волка. Берлога медведя.
214
Прочитай. Почему слова записаны двумя группами?
1. Пальто, кольцо, пальцы. 2. Платье, белье, стулья.
– Спиши слова. Составь предложение со словом из второй группы (по выбору) и запиши его.
1. Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? 2. Всегда шагаем мы вдвоем, похожие, как братья, мы за обедом – под столом, а ночью под кроватью.
215
Найди и выпиши из загадок слова с орфограммой “Разделительный мягкий знак”. Объясни, почему в этих словах нужно писать мягкий знак
216
Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Брат..я Ил..я и Денис пришли в цирк. На арене забавная обез..янка в нарядном плат..е. Клоун смешно б..ет в барабан. Ловкая обез..янка едет на одном колесе. В зале смех и весел..е.
Бывал ли ты в цирке? Устно дополни текст двумя предложениями по рисункам и прочитай его со своими дополнениями.
217
Прочитай. Запиши по образцу.
Образец. Соня – Софья.
Уля, Таня, Илюша, Емеля.
218
Прочитай. Закончи предложения, подобрав подходящие по смыслу слова. Запиши предложения.
1. В нашей школе – новоселье: в зале – праздник и… . 2. Мама сварила вишневое… . 3. Под деревом стояла удобная… . 4. На пасеке рядами выстроились разноцветные… . 5. Вася и Сережа – родные… .
219
Рассмотри репродукцию картины Константина Коровина “Зимой” и прочитай текст.
К. Коровин. “Зимой”
Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом. Сарай и дом стояли покрытые белыми шапками. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор.
Алексей Николаевич Толстой
– Соответствует ли текст картине?
220
1. Какие признаки зимы ты видишь на картине?
2. Какой это пейзаж – городской или сельский? Почему ты так думаешь?
3. Как бы ты назвал эту картину?
Составь и запиши два-три предложения по картине, включи в них слова и сочетания слов: деревья, следы полозьев, веет свежестью.
221
Прочитай народные приметы. Запиши их.
1. Вороны и галки вьются в воздухе – перед снегом, садятся на верхушки деревьев – к морозу. 2. Кошка – в печурку, стужа – во двор.
Найди орфограммы в словах и подчеркни. Какие орфограммы ты можешь объяснить правилом?
222
Прочитай. Как ты озаглавишь рассказ?
Петя шел по тропинке.
Навстречу выбежала большая лохматая собака. Петя испугался и хотел убежать.
Вдруг к его ногам прижался маленький котенок и жалобно замяукал. Он просил защиты от страшного зверя. Пете стыдно стало перед котенком. Мальчик поднял его и смело пошел навстречу собаке. Собака испуганно посмотрела на Петю и скрылась в кустах.
По Василию Сухомлинскому
– Кого испугался Петя? Что хотел сделать мальчик? Как он поступил? Что помогло ему побороть страх?
– Какие слова в описании собаки помогают понять, почему Петя и котенок испугались? Почему изменились чувства и поведение мальчика?
223
Прочитай несколько раз слова и сочетания слов. Запомни их написание.
Шел, пошел, навстречу, вдруг, жалобно, испуганно; лохматая собака, к его ногам.
Запиши по памяти, а затем сверь написанное с учебником.
224
Прочитай рассказ из упр. 222 еще раз. Продумай содержание своего пересказа по плану.
План
1. Большая собака.
2. Первое желание Пети.
3. Котенок ждет защиты.
4. Петя шагнул навстречу собаке.
– Запиши заглавие рассказа и план в тетрадь.
– Закрой учебник, напиши изложение рассказа по плану.
225
Прочитай. Объясни написание выделенного слова.
Вытащила барсучиха из норы малышей. Барсучата рады зеленой траве и солнышку. Малыши играют. Мать их сторожит. Вот она заметила опасность и втащила малышей в нору.
По Георгию Скребицкому
– Рассмотри фотографию. Опиши внешний вид барсучат.