3. ЗВУКИ И БУКВЫ
ПРОВЕРКА ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ПИСЬМЕ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ-ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ
62
1. Прочитай текст. Выбери для него название.
ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ. НОЯБРЬ – ГРУДЕНЬ? УДИВИТЕЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ.
Ноябрь – ворота з..мы. Рус..кий наро.. имел свое название ноября – полузимок, грудень. Груднем его прозвали за то, что в ноябре повсюду были в..дны груды замерзшей з..мли, на которой лежал снег. А в украинском..зыке какой месяц велич..ется груднем?
2. Вспомни все изученные правила. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни изученные
63
1. Прочитай отрывок из стихотворения С. Маршака.
СКАЗКА ОБ УМНОМ МЫШОНКЕ
В это время по доро..ке
Шел зверек страшнее ко..ки,
Был на щетку он похо…
Это был, конечно, е.. .
2. Спиши отрывок, вставляя пропущенные буквы и записывая в скобках проверочные слова из справки.
Справка. Кошечка, похожий, ежи, дороженька.
64
1. Прочитай слова. Найди лишнее слово в каждом ряду.
Объясни свой выбор.
Чаща, чудесный, рыжик, молоко.
Внучата, ночной, кувшинчик, страничка.
Сладкий, травка, роса, ложка.
2. Найди в выделенном слове орфограммы. Сколько их? Спиши слово,
65
1. Прочитай звуковую схему. Какие слова “спрятаны” за ней? Обрати внимание на подсказки-определения.
– Растение, от которого плачешь, когда его чистишь.
– Равнина, где растут цветы, травы.
2. Чем отличаются эти слова? Чем похожи? Запиши слова и определения к ним по образцу.
Образец. … – это растение, от которого плачешь, когда его чистишь.
Б6
1. Прочитай текст. Чем опасен мухомор?
Мухомор – ..довитый гри… Длинная белая ножка держ..т красную шляпку. А на шляпке – белье пятнышки. Осторожно: красивый, но опасный!
2. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова, где это можно сделать.
3. Объясни написание выделенных слов.
67
1. Прочитай слова и вспомни орфографическое правило. Устно измени их по образцу.
Берег, остров, глаз; изумруд, сход, выход, выезд, лаз; дядька, мошка, окошко, дорожка.
Образец. Стог – стога; ход – ходы; ложка – ложечка.
2. Запиши слова вместе с проверочными к ним.
1. Рассмотри рисунки. Назови изображенные предметы. Есть ли разница между произношением и написанием этих слов?
2. Запиши названия овощей и ягод. Подчеркни орфограммы.
3. Составь и запиши с одним из слов предложение.
68
1. Прочитай слова. Какие к ним можно подобрать проверочные слова?
Бере.. (з, с), гнез.. (д, т), кры.. (ж, ш), лу.. (ж, ш).
2. Спиши слова парами пообразцу. Обозначь орфограммы.
Образец. Кос – косы.
69
1. Повтори орфографическое правило “Звонкие и глухие согласные в корнеслова”.
2. Выбери из скобок проверочные слова. Объясни свой выбор.
3. Спиши слова вместе с проверочными к ним.
Запиши ответы к игре “Да – нет” и проверь их при помощи учителя.
1. Сколько букв в русском алфавите – 32?
2. Согласная буква образует слог?
3. Гласные буквы я, е, е, ю могут обозначать один или два звука?
4. Только ли гласными буквами можно обозначить на письме мягкость согласных звуков?
5. Жи – ши пишется с буквой и?
1. Прочитай текст. Что ты еще можешь рассказать о пословицах и поговорках русского народа?
Рус..кий язык богат пословицами. Из глубины веков дошли до нас знания ж..зни, лю..ские смех и слезы, любо..ь и гне.., трудолюбие и красота истин.
По м. Шолохову
2. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
3. Приведи примеры пословиц о природе.
Истина – то, что соответствует действительности.