ТЕКСТ. ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА
УРОК № 62
Тема. Работа над ошибками, допущенными в изложении
Цель: проанализировать ошибки, допущенные в изложении; повторить написание слов; совершенствовать умения и навыки синтаксического разбора сложного предложения; развивать осознанное восприятие и воспроизведение услышанного, устную речь, умение определять тему и основную мысль текста, анализировать языковой материал и применять знания на практике; воспитывать культуру общения.
Оборудование: текст “Учимся правильно читать”.
ХОД
Человек, который не делает ошибок, обычно не делает ничего.
Э. Фелпс
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Анализ ошибок, допущенных в изложении.
(Учитель подбирает упражнения в зависимости от характера допущенных ошибок.)
2. Анализ изложения по вопросам:
– Раскрыта ли тема текста?
– Удачен ли план?
– Удалось ли передать основную мысль текста?
– Удалось ли логично связать части текста?
3. Проверка домашнего задания (чтение
4. Лексическая минутка.
– Можно ли так сказать?
1) В апреле месяце.
2) Птичий рынок.
3) Более не менее.
4) На сегодняшний день.
5) Определиться с поездкой, с педсоветом (мы не определились).
Образец ответа.
1) Апрель – это месяц. Самодостаточность названия месяца очевидна. Слово “месяц” прибавлять не надо: в апреле, в мае, в январе.
2) Птичий рынок – это название для рынка, где торгуют птицами, собаками, кошками, рыбками и т. д. Птичий базар – это место на морском берегу, где гнездится множество птиц.
3) Более не менее – неграмотно точно так же, как и другая форма со “стяжением” более-менее. Более или менее – правильный ответ (значение – “до известной степени, отчасти”).
4) На сегодняшний день – это словосочетание неграмотно вдвойне. Во-первых, прилагательное имеет корень – дн-, и в сочетании с началом означает: сего дня (может быть сегодняшнее утро, настроение). Во-вторых, можно именно на какой-либо день и время назначить встречу или поездку.
5) Определиться (мы не определились) – поразительно безграмотное выражение. Определиться – 1) принять ясный, отчетливый характер, болезнь определялась, призвание определялось; 2) полностью сформироваться, сложиться (характер определился); 3) определить свое местонахождение; 4) поступить, устроиться куда-либо (устроиться на работу). Определиться с педсоветом необходимо заменить “решили провести педсовет”.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Синтаксический разбор предложения.
Величайшая ошибка в жизни, которую вы можете допустить, это пребывание в постоянном страхе перед возможностью совершить ошибку. (Э. Хаббард)
3. Перевод текста с украинского языка на русский с творческим заданием.
– Прочитайте текст; переведите его на русский язык и запишите; дополните текст своими рекомендациями, использовав сложные предложения.
Вчимося правильно читати
1) Перед тим, як розпочати читати, вибери книжку, в якій розкривається зміст матеріалу, що ти вивчаєш.
2) Пам’ятай: читання – одне з найважливіших занять у самоосвіті і ставитися до нього треба серйозно.
3) Не поспішай, не “ковтай” книжку, вдумуйся у зміст того, що читаєш.
4) Не поспішай кликати когось на допомогу, коли щось незрозуміло. Спробуй розібратися самостійно, використовуючи довідкову літературу.
5) Прочитавши, подумай, чого навчила тебе книжка.
6) Не забудь пов’язати те, що читаєш, з раніше вивченим і ввести його до системи своїх знань.
7) Де потрібно – змушуй працювати й свою уяву.
8) Читай не тільки “зліва направо”, а й повертайся до прочитаного: повторення – найкращий метод запам’ятовування.
9) Ознайомся з рецензіями і відгуками на книжку, що читаєш.
10) Перш ніж висловлювати свою думку про книжку, добре розберись у її змісті.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Оформить памятку “Как правильно читать” для уголка русского языка.
2. Подготовится к проведению мини-дискуссии.
Проблемные вопросы для проведения мини-дискуссии:
– доказать одноклассникам фундаментальность своих знаний, умений и навыков по изученной теме, привести примеры;
– определить, насколько улучшилось мышление, память, увеличился опыт работы со справочной литературой в процессе работы над темой, привести примеры;
– подумать, какие приобретенные знания и сформированные умения помогут в жизни.