УРОК № 68
Тема. Речевая деятельность. Диалог. Составление диалога о режиме дня
Цель: углубить знания учащихся о диалоге; формировать у них навык составления диалога по определенной теме; развивать культуру речи школьников; воспитывать у них стремление к здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты: учащиеся составляют и разыгрывают диалог по заданной теме и ситуации.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Тип урока: применение знаний, умений и навыков.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
–
– Что такое диалог и чем он отличается от монолога?
– Какие признаки здорового образа жизни вам известны?
– Проверка домашнего задания.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Режим – слово французское и в переводе означает “управление”. В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Слово учителя.
Диалог – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между
Особенности диалогической речи:
– краткость высказываний;
– широкое использование внеречевых средств (мимика, жесты);
– большая роль интонации;
– реплицирование (говорение одного чередуется с говорением другого);
– наличие неполных предложений;
– преобладание простых предложений;
– синтаксическое оформление, свободное от строгих норм книжной речи.
Характеристика диалога:
– реактивность (в диалоге есть зависимость от партнера. Реакция партнера может быть непредсказуемой);
– ситуативность (ситуация определяет мотив говорения).
– Работа с текстами.
1. Чтение текстов, заранее подготовленными учениками.
Текст 1
РЕЖИМ ДНЯ
Соблюдение режима дня – один из признаков здорового образа жизни.
Режим дня – это чередование труда и отдыха в определенном порядке.
Правильный режим дня представляет собой грамотную организацию и разумное разделение времени на сон, прием пищи, труд, отдых и уход за собой. Правильный режим дня способствует формированию таких черт, как собранность, целеустремленность и самодисциплина. Привыкая к режиму, организм человека тратит меньше сил на выполнение каких-либо задач.
В основе правильно организованного режима дня подростка лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных видов занятий. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня, в центральной нервной системе создаются “привычки”, которые облегчают переход от одного вида деятельности к другому. Поэтому необходимо строго придерживаться точного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, то есть следовать установленному режиму дня.
Режим дня способствует поддержанию хорошего здоровья, порождает самоуважение, дисциплину, душевное спокойствие.
Текст 2
ПОЧЕМУ НУЖНО СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ДНЯ
Режим дня – это самое верное средство, чтобы не тратить времени зря и все всегда успевать.
Раньше я не понимал этого и не соблюдал никакого режима. Что же получалось? Я мог в хорошую погоду весь день кататься на коньках, вечером просидеть два часа у телевизора и только потом схватиться за уроки. Приходилось поздно ложиться спать, а утром мама никак не могла меня разбудить. Нередко бывало, что и в школу опаздывал. Очень я любил в субботу ни о чем не думать и гулять, пока гуляется. А в воскресенье, когда у нас собирались гости, когда в доме было особенно весело, мне приходилось садиться за уроки. И так неинтересно было заниматься! Я становился недовольным, сердитым, часто ссорился с мамой и ничего как следует не успевал делать.
Теперь совсем другое дело. Я успеваю и все уроки сделать, и почитать, и погулять. Три раза в неделю я занимаюсь боксом в спортивной секции, утром делаю зарядку. А недавно записался в радиокружок. Там тоже очень интересно. А самое удивительное, что у меня, кажется, и характер стал лучше.
И все это благодаря моему тренеру. Он потребовал, чтобы все ребята из секции строго соблюдали режим дня.
2. Беседа с учащимися.
– Какова тема и основная мысль текстов?
– К какому стилю относится первый текст? Второй? Докажите.
– К какому типу речи относятся тексты?
– В чем разница в построении текстов? (Во втором тексте есть доказательство от противного.)
– Назовите тезисы, доказательства, выводы в текстах.
– Составление диалогов.
Используя данные текста, а также материал, подготовленный дома, составьте диалоги о необходимости режима дня.
Группа I
Ситуация: вам с другом поручили выступить на классном часе, посвященном здоровому образу жизни, с рассказом о необходимости соблюдения режима дня. Вы обсуждаете построение выступления, приводите аргументы. (Можете использовать как материал урока, так и личный опыт.)
Группа II
Ситуация: ваш друг все время проводит за компьютером, “забирая” время у сна, прогулки, еды, снизилась его успеваемость. Вы хотите помочь ему, доказываете, что режим дня – забота о его здоровье и т. д.
Группа III
Ситуация: ваш брат, младший школьник, глядя на вас, подражая вам, пытается жить по вашему режиму дня, т. е. стал позже ложиться спать, приходить из школы (ждет, пока у вас закончатся уроки). Постройте диалог, в котором объясните необходимость соблюдения режима дня, характерного для каждой возрастной группы.
Группа IV
Ситуация: Диалог с мамой (бабушкой, дедушкой), которые на собственном примере пытаются доказать вам необходимость соблюдения режима дня, а вы пытаетесь убедить их в обратном. Однако приходите к выводу о необходимости соблюдения режима.
– Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] – рубрика “Повторяем изученное!”, с. 171 (письменно).
[2] – 474 (письменно).
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
2. Составить диалог об искоренении вредных привычек как одном из признаков здорового образа жизни.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Вопрос учащимся.
– Помогает ли нам режим дня вести здоровый образ жизни?