УРОК № 16
Тема. Речевая деятельность. Типы речи
Цель: дать учащимся общее представление о типах речи, научить определять тип речи; воспитывать любовь к родной природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся имеют общее представление о типах речи; определяют тип речи; самостоятельно строят высказывание-описание.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, схема “Типы речи”.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Вопросы
– Приведите примеры художественных произведений, в которых дается описание природы.
– Зачем писатели вводят в свои произведения описания?
– Важно ли для вас научиться строить описания?
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Слово учителя.
В зависимости от содержания и построения высказывания различают три основные типа речи: повествование, описание и рассуждение. В повествовании говорится о каких-то событиях, действиях; в описании изображаются предметы, живые существа,
– Работа со схемой.
– Работа с текстами.
Определите, к какому из типов речи относится каждый текст. На какой вопрос дается ответ? Как строится каждый текст?
1) Я просыпаюсь, легко раскрываю глаза, и так ярко, ясно на душе, что я спрашиваю:
– Сегодня праздник?
Мама щекой прижимается к моей щеке и радостно шепчет:
– Снег выпал.
– Снег?!
Я проворно поворачиваюсь лицом к окошку. Наше окошко упирается в забор, но я вижу, как в сумерках утра синевато отсвечивают забор, дорожка между ним и домом, и как блестят мелкие искры.
– Снег! Снег! – кричу я.
Я едва дожидаюсь, когда кончится завтрак, и выбегаю во двор.
2) Редкий, морозный воздух так и охватит всего, когда выйдешь из дому. За садом еще холодно краснеет заря. Солнце только что выкатилось огнистым шаром из-за снежного поля, и вся картина села засверкала яркими и удивительно нежными, чистыми красками северного утра. Клубы дыма алеют и медленно расходятся над белыми крышами. Сад в серебряном инее. (По И. Бунину)
3) Каждое время по-своему хорошо, но зиму я люблю больше всего. Зима – самое лучшее время года.
Во-первых, зимой самые любимые мои праздники – Новый год и Рождество, а значит, елка, подарки, гости.
Во-вторых, зимой длинные каникулы, не нужно ходить в школу и учить уроки, а можно делать, что хочется.
И наконец, зимой так много удовольствий: лыжные прогулки за городом, катание на санях, на коньках на естественных катках, поездка в Карпаты. Всего не перечислишь.
Теперь, надеюсь, вы согласитесь, что зима – самая лучшая пора.
– Каким типом речи вы пользовались, отвечая на вопрос об определении типа речи?
– Работа с учебником.
1. Прочитайте теоретический материал: [1] с. 153; [2] с. 121.
2. Выполните упражнение: [1] 347 (устно); [2] 124 (устно).
– Слово учителя.
Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Описание бывает научным и художественным. Художественное описание обычно передает впечатление автора, оно проникнуто определенным настроением, которым автор заражает своего слушателя или читателя. Научное описание содержит следующую информацию:
– назначение предмета;
– формы и размеры;
– среда обитания;
– устройство предмета.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Практическое задание.
Определите характер приведенных описаний: какое из них – научное, а какое – художественное.
ОДУВАНЧИК
Я лежал у входа в палатку на животе, положив локти на рюкзак, а подбородок на руки, и смотрел на желтый одуванчик. Одуванчик рос прямо передо мной, у входа в палатку. У него были зубчатые остро-зеленые листья, а сам он был ярко-желтый, ядовитого цвета, потому что он только что распустился. Это был первый весенний одуванчик. На его цветке ползала какая-то букашка.
(Ю. Коринец)
ОДУВАНЧИК
Одуванчик – растение с ветвистым стержневым корнем толщиной около 2 см и длиной около 60 см, в верхней части переходящим в короткое многоглавое корневище. Листья голые, перисто-надрезанные или цельные, собранные в прикорневую розетку. Цветоносная стрелка сочная, цилиндрическая, полая внутри, оканчивающаяся одиночной корзинкой язычковых ярко-желтых цветов. Цветет в мае, плодоносит семенами с хохолком – с июня.
– Вопросы и задания учащимся.
– О каком цветке мы прочитали в текстах?
– Каким видит одуванчик автор первого текста?
– Как автор описывает одуванчик?
– Каким настроением проникнуто первое описание?
– Какие подробности об одуванчике вы узнали из научного текста?
– Перескажите научный текст по плану.
ПЛАН
1. Размеры корня одуванчика.
2. Форма листьев и стебля.
3. Цветок одуванчика: форма и цвет.
4. Время цветения и плодоношения.
– Почему в тексте художественного стиля нет таких подробностей, как в научном?
– Сравните описания листьев (зубчатые остро-зеленые и голые; перисто-надрезанные или цельные) и цветков (ярко-желтый, ядовитого цвета; корзинка язычковых ярко-желтых цветов). Что схожего и что различного в этих описаниях?
– В каком из текстов чувствуется отношение автора к одуванчику? Как вы это поняли? Каково отношение автора к цветку?
– В чем отличие этих текстов?
– Если бы вам предложили написать об одуванчике, как бы вы это сделали?
(Учащиеся устно составляют 3-4 предложения.)
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить устное сочинение-описание любимого цветка.
VI. ИТОГ УРОКА
– Вопросы учащимся.
– Какие три типа текста вы знаете?
– В каких стилях встречается описание?
– Что такое повествование?
– Каковы особенности текста-рассуждения?