УРОК № 59
Тема. Словосочетания. Наблюдение за сочетанием слов в предложении. Выделение главного и зависимого слова. Смысловой вопрос к зависимому слову
Цель: научить школьников определять главное и зависимое слова в словосочетании; ставить смысловой вопрос к зависимому слову, составлять словосочетания по данной схеме и правильно использовать их в речи; воспитывать культуру речи учащихся.
Ожидаемые результаты: учащиеся определяют главное и зависимое слова в словосочетании; ставят смысловой вопрос к зависимому слову; составляют
Оборудование: учебник, таблица “Словосочетание”, раздаточный материал.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Творческая работа.
К каждому слову подберите зависимое с целью более точного, конкретного определения предмета, признака, действия.
Яблоко (спелое яблоко), стол (компьютерный стол), сладкий (слишком сладкий), вкусный (очень вкусный), учить (учить правило), улыбаться (улыбаться другу).
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 265.
– Работа с таблицей.
См. с. 192.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Роль в языке | Называет предмет, действие, признак (точно, конкретно) |
Строение | Главное слово? зависимое слово |
Как связывает слова | 1) по смыслу (вопрос) и грамматически (окончание или окончание + предлог) Какой? Весенний день – именное Где? Гулять в парке – глагольное 2) только по смыслу (нет грамматической связи) В какой мере? |
– Вопросы учащимся.
– Какую роль играют словосочетания в языке?
– Из каких слов состоит словосочетание?
– От какого слова к какому ставится вопрос?
– Как связываются слова в словосочетании?
– Тренировочные упражнения.
1. Назовите пары слов, из которых можно составить словосочетания. Почему из остальных – нельзя? Составьте возможные словосочетания и запишите их. Обозначьте главное и зависимое слова и укажите, как они связаны.
Вкусный, запеканка; вкусный, сковородка; салат, огурец; салат, гвоздь; очень, смешной; очень, золотой.
2. Подберите к данным словам по образцу зависимые слова, чтобы получились более точные названия предметов (по разным признакам).
Образец: дом – кирпичный дом, высотный дом, жилой дом, дом с колоннами. Шкаф, платье, цветы, дерево.
3. Замените словосочетания “существительное + существительное” словосочетаниями “прилагательное + существительное”. Запишите. С любыми двумя составьте предложения.
Образец: берег моря – морской берег.
Лучи солнца, опушка леса, жители села, собрание класса, библиотека школы.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Тренировочные упражнения.
1. Переведите с украинского языка на русский. В скобках запишите вид словосочетания: глагольное или именное.
Пташині гнізда, залетіли на подвір’я, плете спідницю, важка справа, вікна вагона, вогка від дощу, виконати прохання.
2. Из предложений, записанных на доске, выпишите сначала именные словосочетания, а потом глагольные. Определите главное и зависимое слова. Как они связаны?
Разыгрался ветер на лесной поляне. Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. Пчелка в соты спускает по капельке мед.
(По Е. Трутневой)
– Почему “разыгрался ветер”, “ветер пахнет”, “пчелка спускает” не являются словосочетаниями?
– Творческая работа.
Составьте по 5 словосочетаний данного типа.
I вариант
Наречие + глагол.
II вариант
Прилагательное + существительное.
III вариант
Существительное + существительное.
– Редактирование предложений.
Найдите в предложениях ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.
Я пришел со школы и принялся мастерить скворечник. Учитель говорил нам за эту книгу. Я радовался успехам своего друга. Пассажиры оплатили за проезд в троллейбусе.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Прочитать теоретический материал: [1] § 53; [2] § 26.
2. Выполнить упражнение: [1] 576; [2] 165.
IV. ИТОГ УРОКА
Вопрос учащимся.
– Чем словосочетание отличается от слова?