Словосочетания, различающиеся формой зависимого слова в русском и украинском языках

УРОК № 7

Тема. Словосочетания, различающиеся формой зависимого слова в русском и украинском языках (благодарить кого – укр. дякувати кому)

Цель: научить школьников правильно выбирать форму зависимого слова в словосочетании; развивать у них умение использовать словосочетания в речи, в том числе и те, которые различаются в русском и украинском языках формой зависимого слова; воспитывать у детей любовь к прекрасному.

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно выбирают форму зависимого слова в словосочетании, в том числе

и в тех, которые различаются в русском и украинском языках формой зависимого слова.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

– Проверка домашнего задания.

– Работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1

Сделайте разбор словосочетаний. Замените их синонимичными.

Как изменился вид подчинительной связи?

Повидло из яблок, суп с фасолью, кисель из клубники, шкаф для книг, вода из родника, тишина ночи.

КАРТОЧКА 2

Выделите в словах корень. Объясните орфограмму. Составьте словосочетания “прилаг.

+ сущ.”. Назовите в них тип связи.

Вкус..ный, грус..ный, ужас..ный, поз..ний, окрес..ный, шестнадцать, прелес..ный, соглас..ный.

– Творческий диктант.

Составьте словосочетания, подобрав из скобок подходящее по смыслу главное слово. Запишите их. Укажите тип словосочетаний по способу выражения главного слова, вид подчинительной связи.

… ребенка, … куртку (одеть, надеть); … на вершину горы, … в класс (войти, взойти); … к награде, … слово для выступления (предоставить, представить); … новую профессию, … материал по истории (усвоить, освоить).

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

Как правильно перевести? вычеркните неправильное.

Скучити за матір’ю – скучать по маме, скучать за мамой.

Розповісти про друга – рассказать про друга, рассказать о друге.

Сміятися з себе – смеяться с себя, смеяться над собой.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Слово учителя.

В русском и украинском языках словосочетания строятся одинаково. Однако в некоторых словосочетаниях могут не совпадать грамматические признаки: род существительного, способ глагольного управления.

Ср.: злий собака (ч. р.) – злая собака (ж. р.), висока тополя (ж. р.) – высокий тополь (м. р.).

Ср.: болеть (чем?) ангиной (Т. п.) – хворіти на ангіну (Зн. в.); прийти (к кому?) к другу (Д. п.) – прийти до друга (Р. в.)

– Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] – с. 27.

[2] – с. 27.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Тренировочное упражнение.

Переведите на русский язык и запишите словосочетания. Укажите падежи существительных в обоих языках.

Клопотатися про дітей, прислухатися до співу птахів, йти повз узлісся, плакати з радощів, підійти до стадіону, виріс у місті, готуватися до поїздки, сидіти біля ставка, йти по гриби.

– Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] – 30, 34 (письменно).

[2] – 61 (письменно), 62 (выпишите из текста словосочетания, отличающиеся грамматическими признаками в русском и украинском языках, и переведите на русский язык. Сопоставьте их).

Образец: пішов до Дніпра (Р. в.) – пошел к Днепру (Д. п.).

V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

– Работа с текстом.

[1] – с. 28-29, рубрика “Учимся понимать прекрасное!”.

[2] – упр. 71 (II).

– Беседа с учащимися.

Учебник [1]

– Как художник передает романтическое настроение лунной ночи?

– Иллюстрацией к какому произведению могла бы служить эта картина?

– Какое впечатление производит на вас эта картина?

– Составьте опорные словосочетания для описания картины, переведите их на украинский язык. Сравните эти словосочетания.

Учебник [2]

– Какова основная мысль текста?

– Отражает ли заголовок основную мысль текста?

– К какому типу речи относится текст?

– Выпишите из текста по четыре примера словосочетаний с разным типом связи. Сравните их написание и грамматические признаки в украинском языке.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] – 33 (письменно); [2] – 59 (письменно).

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

– Беседа с учащимися.

– Какую роль словосочетание играет в речи?

– Каково строение словосочетания?

– Какие словосочетания по способу выражения главного слова вы знаете? По типу подчинительной связи?

– Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4,00 out of 5)


Словосочетания, различающиеся формой зависимого слова в русском и украинском языках - Плани-конспекти уроків по російській мові


Словосочетания, различающиеся формой зависимого слова в русском и украинском языках