УРОК № 7
Тема. Словосочетания, различающиеся формой зависимого слова в русском и украинском языках (благодарить кого – укр. дякувати кому)
Цель: научить школьников правильно выбирать форму зависимого слова в словосочетании; развивать у них умение использовать словосочетания в речи, в том числе и те, которые различаются в русском и украинском языках формой зависимого слова; воспитывать у детей любовь к прекрасному.
Ожидаемые результаты: учащиеся правильно выбирают форму зависимого слова в словосочетании, в том числе
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
– Проверка домашнего задания.
– Работа по карточкам.
КАРТОЧКА 1
Сделайте разбор словосочетаний. Замените их синонимичными.
Как изменился вид подчинительной связи?
Повидло из яблок, суп с фасолью, кисель из клубники, шкаф для книг, вода из родника, тишина ночи.
КАРТОЧКА 2
Выделите в словах корень. Объясните орфограмму. Составьте словосочетания “прилаг.
Вкус..ный, грус..ный, ужас..ный, поз..ний, окрес..ный, шестнадцать, прелес..ный, соглас..ный.
– Творческий диктант.
Составьте словосочетания, подобрав из скобок подходящее по смыслу главное слово. Запишите их. Укажите тип словосочетаний по способу выражения главного слова, вид подчинительной связи.
… ребенка, … куртку (одеть, надеть); … на вершину горы, … в класс (войти, взойти); … к награде, … слово для выступления (предоставить, представить); … новую профессию, … материал по истории (усвоить, освоить).
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Как правильно перевести? вычеркните неправильное.
Скучити за матір’ю – скучать по маме, скучать за мамой.
Розповісти про друга – рассказать про друга, рассказать о друге.
Сміятися з себе – смеяться с себя, смеяться над собой.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Слово учителя.
В русском и украинском языках словосочетания строятся одинаково. Однако в некоторых словосочетаниях могут не совпадать грамматические признаки: род существительного, способ глагольного управления.
Ср.: злий собака (ч. р.) – злая собака (ж. р.), висока тополя (ж. р.) – высокий тополь (м. р.).
Ср.: болеть (чем?) ангиной (Т. п.) – хворіти на ангіну (Зн. в.); прийти (к кому?) к другу (Д. п.) – прийти до друга (Р. в.)
– Работа с учебником.
Чтение теоретического материала.
[1] – с. 27.
[2] – с. 27.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Тренировочное упражнение.
Переведите на русский язык и запишите словосочетания. Укажите падежи существительных в обоих языках.
Клопотатися про дітей, прислухатися до співу птахів, йти повз узлісся, плакати з радощів, підійти до стадіону, виріс у місті, готуватися до поїздки, сидіти біля ставка, йти по гриби.
– Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] – 30, 34 (письменно).
[2] – 61 (письменно), 62 (выпишите из текста словосочетания, отличающиеся грамматическими признаками в русском и украинском языках, и переведите на русский язык. Сопоставьте их).
Образец: пішов до Дніпра (Р. в.) – пошел к Днепру (Д. п.).
V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– Работа с текстом.
[1] – с. 28-29, рубрика “Учимся понимать прекрасное!”.
[2] – упр. 71 (II).
– Беседа с учащимися.
Учебник [1]
– Как художник передает романтическое настроение лунной ночи?
– Иллюстрацией к какому произведению могла бы служить эта картина?
– Какое впечатление производит на вас эта картина?
– Составьте опорные словосочетания для описания картины, переведите их на украинский язык. Сравните эти словосочетания.
Учебник [2]
– Какова основная мысль текста?
– Отражает ли заголовок основную мысль текста?
– К какому типу речи относится текст?
– Выпишите из текста по четыре примера словосочетаний с разным типом связи. Сравните их написание и грамматические признаки в украинском языке.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] – 33 (письменно); [2] – 59 (письменно).
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Беседа с учащимися.
– Какую роль словосочетание играет в речи?
– Каково строение словосочетания?
– Какие словосочетания по способу выражения главного слова вы знаете? По типу подчинительной связи?
– Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием?