Сложносочиненные предложения. Средства связи и смысловые отношения в сложносочиненном предложении

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

УРОК № 10

Тема. Сложносочиненные предложения. Средства связи и смысловые отношения в сложносочиненном предложении

Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении; научить различать сочинительные союзы, сложносочиненные предложения и определять смысловые отношения между их частями, совершенствовать умение расставлять знаки препинания; воспитывать культуру речи, любовь к чтению и художественной литературе.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

ХОД

УРОКА

Слабые люди ждут благоприятный случай, а сильные его создают.

Народная мудрость

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Учащиеся записывают предложения на доске.)

2. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Придумать и записать сложные предложения, графически изображенные на схеме. Определить их вид.

 Сложносочиненные предложения. Средства связи и смысловые отношения в сложносочиненном предложении

Карточка № 2

Придумать и записать сложные предложения, графически изображенные

на схеме. Определить их вид.

 Сложносочиненные предложения. Средства связи и смысловые отношения в сложносочиненном предложении

Карточка № 3

Придумать и записать сложные предложения, графически изображенные на схеме. Определить их вид.

 Сложносочиненные предложения. Средства связи и смысловые отношения в сложносочиненном предложении

3. Беседа с учащимися.

1) Что такое сложное предложение?

2) Как простые предложения объединяются в сложные?

3) Какие существуют виды сложных предложений?

4) Что такое бессоюзное предложение?

5) Дайте определение союзному предложению.

6) На какие группы делятся союзные предложения?

4. Лингвистическое наблюдение.

– Данные простые предложения соедините в сложное с помощью союзов и, но, однако. Сделайте вывод о том, как союзы влияют на смысл предложения.

1) Рассказ был о путешествии. 2) Брату он понравился.

(Сочинительные союзы влияют на смысл предложения, потому что они способны выражать определенные отношения, связи между частями сложного предложения (а в простом предложении – между однородными членами).)

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа со статьей учебника.

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

2. Объяснение учителя с опорой на таблицу. Сложносочиненными называются такие предложения, части которых равноправны по смыслу и скреплены сочинительными союзами.

В зависимости от значения и средств связи сложносочиненные предложения делятся на три группы:

1. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.

2. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.

3. Сложносочиненные предложения с противительными союзами.

Виды сложносочиненных предложений по союзам и значению

Виды сложносочиненных предложений

С соединительными союзами

С противительными союзами

С разделительными союзами

Союзы

И, да (= и), ни…

Ни, не только…но и, тоже, также

А, но, да (= но), однако, же, между тем, зато

Или (иль), либо… либо, то…то, не то…не то

Выражаемое смысловое значение

Перечисляются явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим

Одно явление противопоставляется другому

Указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких

Примеры

Мы простились еще раз, и лошади поскакали.

Месяца не было, но звезды ярко светили в черном небе.

Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.

Простые предложения, входящие в сложносочиненное предложение, отделяются друг от друга запятыми.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

2. Лингвистическое конструирование.

– Запишите предложения, вставляя подходящие по смыслу союзы; выделите союзы и грамматические основы предложений, расставьте запятые.

1) Высокие горы всегда кажутся близкими… путник проходит один километр за другим… их вершины все так же далеки… много-много километров нужно пройти до их подножия.

2) На свете чудеса рассеяны повсюду… не везде их всякий примечал.

3) В это время бывает совсем тихо… иногда повевает свежий предутренний ветерок.

3. Работа над сложносочиненными предложениями.

– Запишите предложения, расставьте знаки препинания; укажите средства связи в сложносочиненных предложениях; подчеркните грамматические основы.

1) Воздух легок и чист и замерзла река.

2) Труд при учении скучен да плод обучения вкусен.

3) Скоро весь сад ожил и капли росы как алмазы засверкали на солнце.

4) То ли шелест колоса трепет ветерка то ли гладит волосы теплая рука.

5) В саду уже поселилась осень но листья нашей березы оставались зелеными и живыми.

6) Ездил я к озеру в прошлый раз днем ночью же все казалось другим.

4. Структурный анализ сложносочиненных предложений.

– Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания; выделите грамматические основы; определите вид односоставных предложений, входящих в состав сложного; составьте схемы предложений.

1) Вот потянуло ветерком и свежее вздохнула ночь.

2) После обеда опять явилось солнце и до вечера было прекрасно.

3) Было тихо светло и чуть примораживало.

4) Начните работать и вы почувствуете радость труда.

5) Вот крик и снова все вокруг затихло.

5. Лингвистическое моделирование.

– Перестройте простые предложения с однородными членами в сложносочиненные; объясните различия в постановке знаков препинания.

Образец: Пошел снег и замел все тропинки в лесу. – Пошел снег, и тропинки в лесу замело.

1) Пришла осень и покрыла позолотой деревья в парке.

2) Птицы были кем-то напуганы или вовсе покинули эти места.

3) То он снег сгребал, то выбивал пыль из ковров и матрацев.

– Перестройте сложные предложения в простые с однородными членами; объясните различия в постановке знаков препинания.

Образец: Солнце поднялось, и роса высохла. – Солнце поднялось и высушило росу.

1) Ветер стряхивает снег с сосен, и поляна покрывается его серебристыми блестками.

2) Тучи постепенно увеличивались, соединялись, и вскоре вершины гор были закрыты ими, как черной пеленой.

3) Выглянул месяц, и деревья в саду осветились его холодноватым светом.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа с учащимися.

1) Какие предложения называются сложносочиненными?

2) Какими союзами связываются предложения в составе сложносочиненного предложения?

3) Какие смысловые значения можно выразить в сложносочиненном предложении с соединительными союзами (разделительными, противительными)?

4) Какие скрепы могут использоваться в сложносочиненных предложениях?

Вывод. Сложносочиненными называются такие предложения, в которых части равноправны по смыслу и скреплены сочинительными союзами.

В зависимости от значения и средств связи сложносочиненные предложения делятся на три группы: 1) сложносочиненные предложения с соединительными союзами (перечисляются явления, которые следуют одно за другим); 2) сложносочиненные предложения с разделительными союзами (указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких); 3) сложносочиненные предложения с противительными союзами (одно явление противопоставляется другому).

Части, входящие в сложносочиненное предложение, отделяются запятыми.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Составить пять вопросов, пользуясь таблицей “Виды сложносочиненных предложений”. Привести по 2 примера предложений к каждой группе союзов.

3. Выполнить по выбору учителя упражнение из учебника.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3,00 out of 5)


Сложносочиненные предложения. Средства связи и смысловые отношения в сложносочиненном предложении - Плани-конспекти уроків по російській мові


Сложносочиненные предложения. Средства связи и смысловые отношения в сложносочиненном предложении