ЯЗЫК
МОРФОЛОГИЯ
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
§ 24. УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО В РЕЧИ
МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
Прочитайте стихотворение. Определите, о какой части речи говорится в тексте. Почему нею “нужно дорожить”? Докажите свое суждение.
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
(О. Головко)
По количеству прилагательные
(И. Голуб)
144.1. Прочитайте отрывки из стихотворений и найдите прилагательные, употребленные в роли эпитетов. Является ли эпитетом слово душистой во втором отрывке?
1. Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой.
(М. Лермонтов)
2.
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый.
(С. Дрожжин)
ПИШЕМ ГРАМОТНО
Обрызганный
II. Нарисуйте словесно картину, что предстала в вашем воображении. Как прилагательные помогают увидеть ее, почувствовать настроение поэтов? В каком значении употреблены эти прилагательные: прямом или переносном?
А. Куинджи. Радуга
145. I. Рассмотрите репродукцию картины “Радуга” художника А. Куинджи, а затем прочитайте описание радуги.
Подумайте и ответьте на вопросы: какое впечатление произвела на вас картина? Переданы ли через нее какие-либо эмоции, настроение? Удалось ли вам представить удивительное явление природы – радугу, читая текст? Помогли ли в этом прилагательные, использованные автором?
Какое-то радостное чувство испытываем мы, когда на гигантском небесном экране иногда возникает красочное видение – широкая цветная дуга, сияющая и переливающаяся цветами волшебной красоты. Одним своим концом она скрывается где-то далеко за горизонтом, а другим опускается как будто совсем рядом.
“Райская дуга”, – говорили в старину; отсюда и пошло название “радуга”. С давних пор люди заметили, что радуга всегда появляется на стороне, противоположной солнцу. Она возникает, когда солнечные лучи освещают завесу падающего дождя.
Радугой можно любоваться у величественных водопадов, над которыми высоко поднимается в виде облаков мельчайшая водяная пыль, у больших фонтанов и водяных мельниц.
За необычность, красоту, признак смены плохой погоды люди издавна считали ее доброй предвестницей и приписывали ей магические свойства.
Когда дождь постепенно стихает, а затем и вовсе прекращается, кто-то будто невидимой рукой стирает радугу с неба: она блекнет, размывается и исчезает.
Радугу можно увидеть и ночью после дождя, когда сквозь тучи пробиваются лунные лучи. Она менее яркая, но хорошо различима на небосводе. И совсем редко появляется радуга зимой, но зато как сияет!
Если кто увидит зимнюю радугу, то никогда не забудет такого великолепного зрелища.
(А. Муранов)
II. Проведите эксперимент: прочитайте вслух текст, изъяв прилагательные. Изменился ли текст? Сделайте вывод. Докажите свое суждение. При затруднении обратитесь к теоретическим сведениям на с. 102.
III. Перескажите текст, употребляя образные выражения, использованные автором.
146. I. Прочитайте текст. Согласны ли вы с выводом, данным в конце рассказа? Обоснуйте свое мнение.
Рябинка
Выросла рябинка при дороге. Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.
Наступил август. Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. Деревце запылало, как костер. Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда ягоды дрожали в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья.
И. Грабарь. Рябины
Шла мимо девочка. Увидела рябинку, поахала: “Возьму-ка я одну веточку. Одна веточка – это так мало, ничего с деревцем не случится”. И она была по-своему права. Ехал на машине усатый дядька: “Ух ты… Прямо картинка… Шикарно!” Он остановил
Машину, вылез из-за руля. Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой: “Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жены две-три ветки”. Что ж, он был тоже по-своему прав. Под вечер шли туристы: “Хорошая рябинка, правда, ломаная. Ну, Зинка, чур, всем по одной! Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! Мы народ организованный, должны подавать пример…” Шел в сумерках влюбленный: “Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. Бездушные люди, не умеют беречь красоту!” На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. На другой день приехал хозяйственник. “Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку. – Убрать. Срубить. А то весь вид портит”. И он был по-своему прав. В этой истории все правы. Виноватых нет. Но и рябинки тоже нет.
(По Н. Соколовой)
II. Выпишите прилагательные, поставьте их в родительном падеже единственного числа. Прочитайте прилагательные вслух. Отличается ли их произношение и написание? Докажите свое суждение.
III. Спишите первый абзац текста. Какова роль прилагательных в данном отрывке? В каком типе речи чаще всего используются прилагательные?
IV. Рассмотрите репродукцию картины И. Грабаря “Рябины”. Устно опишите ее несколькими предложениями. Можете использовать слова и выражения из текста.