УРОК № 25
Тема. Урок развития и культуры речи. “Национальные костюмы”. Подготовка к контрольной работе
Цель: развивать навыки чтения, умения объяснять значение слов, пользуясь словарем или исходя из контекста; работать над устным сочинением-описанием по картине; повторить и обобщить изученный материал по теме “Состав слова. Орфография”.
Оборудование: учебник, учебные тексты, индивидуальный раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка
III. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Словарная работа.
Перед чтением текста “Русская национальная одежда” (с. 117-118) необходимо провести словарную работу со словами, помещенными в рамках на с. 117.
2. Чтение текста “Русская национальная одежда”.
3. Работа с текстом.
1) Объяснение значения неизвестных слов с помощью прочитанного текста (упр. 253).
2) Выявление восприятия (упр. 254).
3) Развитие внимания. Работа с планом к тексту (упр. 257).
4. Ознакомление с информацией о художнике А. И. Рябушкине.
(Учебник, с. 119.)
5. Обучение работе по картине.
Рассмотрите
6. Обучение описанию картины с использованием опорных слов и выражений.
Упр. 259.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПО ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЕ
1. Фронтальная беседа.
– Что изучает морфемика?
– Из каких морфем может состоять слово?
– Как определить состав слова?
– Для чего нужно уметь определять состав слова?
– Какие орфограммы о правописании гласных в корнях слов вы изучили?
– Назовите известные вам орфограммы написания префиксов.
– Какие орфограммы о написании суффиксов вы узнали?
2. Работа с карточками.
Карточка № 1
Образуйте слова, выбрав нужный префикс. Полученные слова запишите, префиксы обозначьте.
С – (з-): беречь, бежал, гладил, бить, ехать, экономить.
Рас – (роз-): бить, вязать, менять, тянуть, трясти, сказать.
Карточка № 2
К каждому из слов подберите и запишите однокоренное слово так, чтобы в корне произошло чередование гласных. Корни обозначьте.
Обжигать – …,
Запирать – …,
Озарить – …,
Отрастить – …,
Подстелить – …,
Касаться – …,
Изложить – ….
Карточка № 3
Обозначьте префиксы и корни в словах.
Здание, здесь, здоровье, преследовать, пришкольный, сбегал, сделал, срослись, сращивать, преграда, принес, пригород.
Карточка № 4
Запишите словосочетания, раскрывая скобки и выбирая правильное написание.
Октяб(р, рь)ский листопад, янва(р, рь)ские морозы, декаб(р, рь)ская стужа, февра(л, ль)ские метели, по(л, ль)ский язык, украи(н, нь)ский танец, брази(л, ль)ский писатель, ура(л, ль)ский самоцвет.
3. Словарный диктант.
Запишите слова, обозначьте в них суффиксы. Объясните написание гласной в суффиксе.
Доверчивый, услужливый, задумчивый, расчетливый, устойчивый, приветливый.
4. Списывание.
Перепишите, вставляя вместо пропусков суффикс – ов – или – ев – и отмечая ударение.
Ключ..ая вода, вещ..ой мешок, плеч..ой сустав, парч..ые одежды, песц..ый мех, морж..ый ус, ландыш..ые капли, ситц..ый сарафан.
5. Игра “Четвертое лишнее”.
Найдите слово, в котором на месте пропуска надо писать букву и.
Безынтересный, пред..стория, об..грать, меж..нститутский.
Приведите пример двух слов с буквами и, ы после префикса.
6. Самодиктант.
Вспомните и запишите шесть-семь слов – имен существительных, называющих людей по их профессии, имеющих в своем составе суффиксы – чик – или – щик-.
7. Разбор по составу.
Выполните разбор по составу.
Песочек, письмецо, креслице, прицеп, предобрый, разговорчивый.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовиться к уроку тематического оценивания. Повторить теоретические сведения по изученной теме. Списать текст, вставляя пропущенные буквы (с. 123, Д).