6. Утвердительные и отрицательные предложения (Стверджувальні заперечні речення)
Читаем: представляем описанную картину
45. Прочитайте, спишите пословицы, объясните, как вы их понимаете.
1. Дело мастера боится. 2. Под лежачий камень вода не течет. 3. Каков мастер, такова и работа.
Обратите внимание на то, что в первом из двух этих предложений о чем-то говорится как о реальном, существующем факте. Говорящий словно подтверждает: “Да, это так, настоящему мастеру дело покоряется”. Это – утвердительное предложение. Второе предложение
46. Послушайте рассказ. Обратите внимание, какие доказательства приводят ребята в защиту своей точки зрения.
ПЛЮС НА МИНУС
Сделал я недавно одно открытие. В какой области знаний – точно не скажу. Во всех науках сразу.
Вот изучаете вы в школах разные предметы и, наверное, думаете, что каждый из них – сам по себе. Ну, какое отношение имеет, к примеру, математика к русскому языку? Смею вас заверить: имеет. Да еще какое! Порою самое неожиданное.
До недавнего времени я думал, что плюсы и минусы – это только в математике да еще в физике. В русском языке их нет и быть не может. Теперь приходится признать: заблуждался. Недопонимал, недоучитывал и еще чего-то не…
С этого самого “не” у меня все и началось.
Ну, что такое “не”? Две буквы всего: “не” – и только. Микрочастица какая-то. Отрицательно заряженная. И поэтому ужасно НЕприятная, НЕсимпатичная какая-то.
Зададут тебе, к примеру, на дом задачу. Ну, а ты, разумеется, вместо того, чтобы согнувшись крючком сидеть до самой ночи, доблестно в хоккей сражаешься. Сила! Красота! Мужество! В хоккей играют настоящие мужчины! И так далее. А на первом уроке – вопрос: “Решил?” – и словно на полной скорости подножка: “Не решил”. “Выполнил?” – “Не выполнил”. “Сделал?” – “Не сделал”.
И ведь что такое “не” по сравнению с человеком? Муравей! Букашка! Даже мельче. А под ногами путается, мешает.
Я бы ее вообще упразднил. Исключил. За вредность.
Долго я с этой идеей носился. Месяца два. Хотел уже садиться письмо писать. В Главное управление словарей и энциклопедий. Но в последний момент посоветоваться решил, проконсультироваться у ребят.
Прихожу в школу. “Так и так, – говорю. – Долой слово “не”!”
Думал, сейчас общее ликование начнется, бурные аплодисменты, переходящие в овацию. А тут – молчат…
Потом один мальчишка, высокий такой, говорит:
– Не… “Не” – нужная.
– Правильно,- подхватил я.- Ненужная! Упразднить!
– Не…- опять тянут.- Нужная она, “не”.
Чудаки какие-то!.. Фразы строить не умеют. Вместо: “Она ненужная” -говорят: “Нужная она не…”.
А этот высокий даже за партой встал.
– Нельзя, – говорит, – упразднять. “Не” нам крайне Необходима. Без нее просто Немыслимо. И вообще слово это не вредное, а полезное.
Трах! Бабах! И от моей идеи ничего не осталось. Даже каких-либо сомнений. Доказали как дважды два. С фактами в руках.
По Вольту Суслову
О каком “минусе” в русском языке говорил мальчик? Что он предложил сделать? Согласились ли другие ребята упразднить слово не? Почему? Что вы думаете по этому поводу?
47. Прочитайте. Там, где нужно, вставьте слово не. Какие из предложений являются утвердительными, какие – отрицательными? Слово не пишите отдельно от следующего слова.
Владик (не) захотел играть с нами в лапту. Он (не) ушел домой, но наблюдал за нами в окно. Мы набегались, насмеялись вволю. Никто (не) хотел уходить с площадки.
48. Составьте по таблице несколько утвердительных и отрицательных предложений, запишите их. Слово не пишите отдельно от слов люблю, хочу…
Люблю | Писать письмо | ||
Я | (не) | Хочу | Ссориться с подругой |
Умею Собираться | Решать задачи учить стихи наизусть |
49. Прочитайте текст, придумайте свои примеры со словами не, ни по образцу, данному в тексте, запишите их.
Можно ли считать этот текст рассуждением? Почему?
Слова НЕ и НИ – хоть и “отрицательные”, но очень нужные. Конечно, не хочется произносить на уроке слово НЕ, когда НЕ выполнил упражнение, НЕ решил задачу. Но совсем другое дело, когда надо убедить учителя, что ты вовсе НЕ разговаривал во время объяснения, даже НЕ сказал НИ слова! А как приятно объявить дома, что в проверочном списывании НЕ сделал НИ одной ошибки. Конечно, списал без ошибок – тоже хорошо, но НЕ сделал НИ одной ошибки – сильнее! Так что без НЕ и НИ никак нельзя!
50. Сравните сочетания слов левой колонки: первые два различаются по месту расположения слова не, а в третьем – не употреблено дважды. Значения этих сочетаний различны. Найдите в правой колонке сочетания слов, схожие по значению с сочетаниями из левой колонки. Составьте три предложения с сочетаниями слов из левой колонки и запишите их.
Не может прийти | Обязательно придет |
Может не прийти | Может, придет, а может, и нет |
Не может не прийти | Не придет |
51. Прочитайте. Как вы думаете, есть ли в этих предложениях утверждение? А отрицание?
1. Я выучил не то стихотворение. 2. Нам задали составить не описание, а рассуждение. 3. Вы сделали ошибку не в корне, а в суффиксе.
52. Прочитайте предложения, спишите, разделив их на две группы: а) предложения со словом не при сказуемом – это отрицательные предложения; б) предложения со словом не при остальных членах предложения – в целом это утвердительные предложения, хотя в них есть отрицание отдельных сторон факта, о котором сообщается (эти предложения выделены курсивом).
Я не эту историю. Я фантастическим выдумкам. Рассказы о привидениях меня Эти истории не для взрослого человека, а для несмышленыша. Но люди такие истории из столетия в столетие. Интерес к ним с дурным вкусом. Этот интерес желанием человека побороть страх перед загадочным, таинственным.
53. Составьте и запишите несколько предложений, переставляя слово не. Какое из предложений является отрицательным? Почему?
Желание
Образец. Он не появился в этой комнате. – Не он появился в этой комнате. Он появился не в этой комнате.
Брат не прочитал твою книгу. Не эта иллюстрация была в альбоме. Я не придумывал эту историю.
Подчеркните сказуемые, скажите, в каких из предложений не относится к сказуемому (стоит перед ним).
Появиться