ЯЗЫК
МЕСТОИМЕНИЕ
§ 40. ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
Спросите о незнакомом вам человеке, о неизвестном вам предмете, об определенном качестве человека, о принадлежности предмета, о времени, о количестве предметов. Слова какой части речи вы использовали, чтобы задать вопрос?
– Вопросы, на которые отвечают имена существительные (кто? что?), прилагательные (какой? чей? каков?), числительные (сколько? который?), выражены вопросительными местоимениями. Таким образом, вопросительные
Относительные местоимения по форме совпадают с вопросительными: кто, что, какой, чей, каков, сколько. Относительные местоимения служат для связи частей сложноподчиненного предложения: Счастье – на стороне того, кто доволен (Аристотель). Все, что изменяет нашу жизнь, – не случайность (А. Грин).
258. I. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. В каком стиле создан этот текст? Укажите вопросительные местоимения, определите их роль в предложениях.
Кто не знает Красной площади Москвы?
Обычно этот храм зовут собором Василия Блаженного. У него есть и другое имя – Покровский собор. Это уникальное сооружение посвящено историческому событию. 1 октября 1552 года, в день праздника “Покрова Богородицы”, была одержана победа над Казанским ханством. В этот день пали твердыни Казани, столицы казанских ханов, пытавшихся оживить кровавые призраки монгольского ига. Царь Иван Грозный задумал увековечить эту всенародную победу – “казанское взятие”.
(По Н. Воронину)
II. Выпишите из текста местоимения, определите разряд каждого из них.
III. Запишите числительные из текста вместе с существительными, к которым они относятся. Определите разряд числительных. С какой целью числительные используются в тексте?
IV. Рассмотрите репродукцию картины А. Герасимова и ответьте на вопросы, поставленные в тексте. Нужен ли ответ на первый вопрос текста? Вспомните, как называются такие вопросы, с какой целью они употребляются.
А. Герасимов. Вид на собор Василия Блаженного (фрагмент)
259. I. Спишите пословицы. Укажите относительные местоимения.
1. Кто хочет много знать, тому мало надо спать. 2. У кого есть друзья, тот никогда не бывает бедным. 3. Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. 4. Не говори, чему учился, а говори, что узнал. 5. Что написано пером, того не вырубишь топором. 6. Кто первый в труде, тому слава везде.
II. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.
III. Устно раскройте смысл одной из пословиц.
IV. Сделайте морфологический разбор двух-трех относительных местоимений.
260. I. Прочитайте отрывок из письма Максима Горького сыну. Почему писателю было приятно смотреть на цветы, посаженные сыном? Что Максим Горький советует своему сыну?
ПИШЕМ ГРАМОТНО
Ежедневно
Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя… нечто хорошее – цветы.
Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе, – легка и приятна была бы твоя жизнь.
Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять…
II. Попытайтесь определить, какой частью речи является слово что во втором и последнем предложениях.
III. Выпишите из текста местоимения, определите их разряд. В случае затруднения обращайтесь к таблице “Разряды местоимений”.
– Местоимение сколько управляет существительным, которое к нему относится, и при синтаксическом разборе рассматривается с ним как одно целое.
И. сколько участников | Сколько книг |
Р. скольких участников | Скольких книг |
Д. скольким участникам | Скольким книгам |
В. скольких участников | Скольких книг |
Тв. сколькими участниками | Сколькими книгами |
Пр. (о) скольких участниках | (о) скольких книгах |
Обратите внимание на то, что ударение в местоимении сколько фиксированное и во всех формах падает на первый слог.
261. I. Спишите народные крылатые выражения, подчеркните относительные местоимения.
1. Сколько веревочке не виться, а конец будет. 2. Сколько умов, столько и голов. 3. Сколько лет, сколько зим.
II. Для каждого выражения опишите ситуацию, в которой было бы уместным его употребление.
Комендан