I СЕМЕСТР
УРОК 30
Тема. Времена года. Зима. Чтение наизусть стихотворений о зиме. Регулирование силы голоса, темпа речи
Цель: учить учащихся правильной декламации при чтении стихотворений наизусть, умению регулировать силу голоса, темп речи на основе заранее выученных стихотворений о зиме; развивать память, образное мышление, умение правильно произносить слова, делать логические и смысловые ударения в стихотворениях; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: аудиозаписи пьес из альбома П. И. Чайковского “Времена
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Беседа
– Какое сейчас время года? (Зима)
– А какие еще времена года вы знаете? Назовите их в том порядке, в котором они наступают одно за другим, начиная с зимы.
2. Слушание отрывка из альбома п. и. Чайковского “Времена года”
Учащиеся, слушая пьесу, определяют, какое время года изображает в ней П. И. Чайковский.
3. работа с загадками
Учитель. Отгадайте, о каком зимнем месяце идет речь в этом стихотворении?
– Дни его – всех дней короче,
Всех
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц промелькнет,-
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
– Как вы догадались, что это декабрь?
– Какой зимний месяц “спрятался” в этой загадке?
– Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица. (Январь)
III. Физкультминутка (по выбору учителя)
IV. Работа по теме урока
1. Чтение учащимися стихотворений о зиме, подготовленных дома
СНЕЖОК
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Н. Некрасов
БЕРЕЗА
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
A. Фет
БАХРОМА
На сосне и на березе
Бахрома –
Белой пряжей
Их запутала зима.
И оставила
Распутывать весне
Эту пряжу на березе
И сосне.
B. Орлов
2. Регулирование силы голоса, темпа речи, выразительности речи учителем
V. Итог урока
– О каких временах года мы сегодня говорили?
– Какое время года у нас сейчас? Опишите его своими словами.
– Стихотворения каких поэтов сегодня звучали?
– Как нужно декламировать стихотворение?