Урок 15. ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА – ПОВЕСТВОВАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ
Учимся подробно пересказывать текст-повествование с элементами рассуждения
88. Прочитай стихотворение. Вырази свое отношение к прочитанному.
Если брошу мусор я,
Если бросишь спичку ты,
Если все – и я, и ты
Не погасим вдруг костры, –
Загорится лес тогда
И погибнут все деревья,
Звери, птицы, муравьи.
Не останется на свете
Этой дивной красоты!
В. Орлов
Что еще может стать причиной пожара?
Запиши последние две строки
89. Отгадай загадку.
Шипит и злится, воды боится.
С языком – а не лает, без зубов – а кусает.
90. Прочитай сказку. Определи типы речи, которые встречаются в тексте.
Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд. Он был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:
– Слушай, человек, давай померимся силой.
Тот согласился. И начался бой. Человек заманил огонь к реке и прыгнул в воду.
Огонь – за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:
– Не
Но иногда он показывает свой характер. Начинает гулять пожарами по домам, улицам, полям, лесам. Почему же вспыхивают пожары?
Чаще всего причиной пожаров становится невнимательность и неосторожность людей, не́когда “приручивших” огонь. Пожар начинается из-за брошенной горящей спички, непогашенного костра в лесу. Опасно пользоваться и неисправными электрическими приборами, а также оставлять их работающими без присмотра. Недаром есть поговорка “С огнем не шутят”. И если небрежно1 обращаться с огнем, может случиться беда!
По Е. Ивановой
· Каковы тема и основная мысль сказки?
· Согласен ли ты, что огонь может быть другом и врагом человека? Почему?
Перечисли письменно причины пожаров.
1Небре́жно – з д с е с ь: невнимательно
91. При выборочном (укр. вибірковому) изложении требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть, то есть отобрать материал, связанный с определенной темой, явлением, персонажем.
Найди в тексте упр. 90 и прочитай отрывок, в котором рассказывается, как огонь показывает свой характер. Перескажи эту часть сказки, соблюдая основные требования к устному высказыванию.
92. Проверь себя! А. Составь список главных слов урока. Б. Каковы особенности выборочного пересказа?
93. Прочитай текст. Выбери отрывок, в котором рассказывается, как благодаря сойкам в ельнике появляются дубки. Спиши эту часть, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, и подготовь ее пересказ. При подготовке следуй основным требованиям к устному высказыванию.
За рекой росли одни елки. Но йотом среди елок появились дубки. Еще совсем маленькие, всего три листика торчат из земли.
А дубы отсюда далеко растут. Но не могли же с ветром желуди прилететь? Очень они тяжелые. Значит, кто-то их здесь сажает.
А кто? Долго не мог я угадать.
Однажды осен(?)ю шел я с охоты, смотрю – мимо меня низко-низко прол..тела сойка.
Я спрятался за дер..во и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не ув..дал ли кто? И потом пол..тела к р..ке.
Я подошел к пню, а между к..рнями в яме л..жат два желудя: сойка спрятала их на зиму.
Так вот откуда м..лодые ду(б, п)ки появились среди елок!
Сойка спрячет желудь, а потом забудет, где спрятала, он и прорастет.
Г. Снегирев