УРОК № 65. I вариант
Тема. Запятая при однородных членах предложения, не соединенных союзами, с одиночными союзами и (за) и повторяющимися союзами и (да). Запятая перед союзами а, но
Цель: закрепить навыки учащихся правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных повторяющимися сочинительными союзами и противительными союзами; развивать умение обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки; воспитывать культуру речи учащихся.
Ожидаемые результаты: учащиеся различают осложненные однородными членами
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, схема “Запятая при однородных членах предложения”, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Допишите предложения, введя в них однородные члены. Расставьте знаки препинания. В каком предложении
В саду цветут ромашки… . С приходом весны лес ожил… . Стрекозы летают над цветами и… .
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Объяснительный диктант.
Поставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены, объясните орфограммы.
Проснулись полились первые звуки лесной симфонии. Мухи осы шмели укрываются в сухие убежища. Костер горел жарко с треском. Ветерок поиграл листьями клена и дуба. Море шумело пенилось.
– Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Дополните предложения однородными членами, поставьте знаки препинания.
НАША ШКОЛА
Наша школа большая… . На первом этаже находятся столовая… . Поднимаемся на второй и… этажи. Здесь кабинеты физики… . В школе у нас чисто… .
КАРТОЧКА № 2
Разберите предложения по членам. Определите распространенные и нераспространенные предложения.
Утро. Солнце еще не взошло. Мы собрались в поход. Далеко грянул первый гром. Тучи прошли стороной.
КАРТОЧКА № 3
Докажите, что предложения сложные. Расставьте знаки препинания.
Волны звучали солнце сияло море смеялось. Облака над морем потемнели море повеяло прохладой. Ревел гром блистали молнии шуршала трава. (М. Горький) Небо расчищалось синело капли срывались и сверкали в воздухе. (В. Короленко)
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Работа со схемой.
– Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 284-285.
– Тренировочные упражнения.
1. Спишите, расставляя знаки препинания, где необходимо.
Мои сыновья увлекаются не охотой а рыбной ловлей. А мои парни любят охоту и рыбную ловлю. Солнце показалось из-за туч но скоро скрылось. День был пасмурный но теплый. Небо и светлело и холодело и синело. Сад наполнился шумом да смехом.
2. Запишите предложения (по вариантам). Расставьте знаки препинания.
Рыба видит приманку а не крючок. Книга в счастье украшает а в несчастье утешает. Лето собирает а зима поедает. Счастье в воздухе не вьется а руками достается.
I вариант
Сложные с союзом а.
II вариант
Простые с однородными членами, соединенными союзом а.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Тренировочные упражнения.
1. Найдите и исправьте ошибки в расстановке знаков препинания.
День придет, и заботу принесет. Легкий туман окутал, и березы, и сосны, и ели. Засвистал, да защелкал в кустах соловей. Солнце осветило деревья, кусты, и поляны.
2. Переведите с украинского языка на русский. Подчеркните однородные члены предложения. Выпишите из текста три любые словосочетания, выделите в них главное и зависимое слова, укажите смысловую и грамматическую связь.
Білка сторожко озирає галявину, а потім збігає на землю, біжить по траві й зупиняється біля гриба. Схопила його, понесла на ялину, настромила на сучок і знову озирає галявину. Біля галявини ростуть і дуби, і сосни, і ліщина, і берези.
3. Дайте полные ответы на вопросы, используя предложения с однородными членами.
Какие уроки у вас будут завтра? Что ты делаешь, готовясь к завтрашним урокам? Чем занимаешься вечером?
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Подготовиться к контрольной работе.
2. Выполнить упражнение: [1] текст Д, с. 298 (подчеркнуть грамматические основы); [2] 421 (подчеркнуть грамматические основы и однородные члены предложения).
VI. ИТОГ УРОКА
– Вопрос учащимся.
– Что сегодня на уроке для вас было самым сложным?