Алфавит. Сопоставление русского и украинского алфавитов

У РОК № 7

Тема. Алфавит. Сопоставление русского и украинского алфавитов

Цель: дать понятие графики; закрепить знание алфавита; объяснить различие и сходство русского и украинского алфавитов; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают, что изучает графика; знают алфавит, объясняют в чем его отличие от украинского.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Задание учащимся.

Прочитайте отрывок из стихотворения и выполните задания.

ЛОСЕНОК

Глаза не разодрав спросонок,

Из чащи по тропе сырой

Лобастый маленький лосенок

Пришел к ручью на водопой.

(С. Бугорков)

1. Выпишите слова с буквами, которых нет в украинском алфавите, и подчеркните эти буквы.

2. Запишите перевод этих слов на украинский язык.

3. Сделайте вывод о буквах русского и украинского алфавита.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1

Запишите количество букв и звуков в словах.

Образец: моль – 4 б., 3 зв.

Уголь, яблоко, тень, елка, еда, я, бьет, подъем.

КАРТОЧКА № 2

Запишите слова в три колонки: 1) в слове букв меньше, чем звуков; 2) звуков меньше, чем букв; 3) количество букв и звуков одинаково.

Мир, апельсин, платье, рябина, яр, колесо, ягода, озеро, вьюга, моя, ходить, школьный.

– Выборочный диктант.

Выпишите слова, в которых буквы е, е, ю, я обозначают два звука. Укажите звуковое значение этих букв.

Образец: ательЕ[йэ].

Ателье, баян, вещь, съемка, семья, мед, костер, победа, ранец, яхта, яркий, модные, шьют, поют.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 31-32; [2] с. 13.

– Беседа с учащимися.

– Что такое алфавит? Какое у него еще есть название?

– Сколько букв в русском алфавите?

– Какие буквы никогда не произносятся?

– Какими буквами различаются русский и украинский алфавит? (В русском есть буквы е, ы, э, ъ и нет букв ї, г, і как в украинском.)

– В каждом алфавите есть большие и маленькие (строчные и прописные) буквы. С какой целью их употребляют?

– Что изучает графика?

– Как мы применяем знание алфавита в жизни?

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Тренировочное упражнение.

Запишите названия месяцев в алфавитном порядке.

– Выборочный диктант по вариантам.

Вестибюль, абрикос, дисциплина, портфель, яблоня, капуста, сирень, урожай, коридор, кабинет, грядка, морковь, фасоль, расписание, линейка, картофель, черемуха, директор, учительская.

I вариант

Из слов, записанных на доске, выпишите слова на тему “Школа” в алфавитном порядке.

II вариант

Из слов, записанных на доске, выпишите слова на тему “Сад и огород” в алфавитном порядке.

– Лингвистическая минутка.

Отгадайте загадки.

1) Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое. В лисе не встретится оно, а в огороде втрое?

Ответ: буква о.

2) Назовите слова, в которых есть сто букв г, сто букв л, сто букв н, сто букв й.

Ответ: стог, стол, стон, стой.

– Задание учащимся.

Запишите к данным существительным по два-три примера, которые пишутся с большой буквы и обозначают названия.

Образец: город – город Харьков, Донецк, Одесса.

Море, река, планета, озеро, писатель, страна, улица.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить алфавит.

2. Выполнить упражнение: [1] 59; [2] 35.

VI. ИТОГ УРОКА

– Вопросы учащимся.

– Какие вы знаете знаки письма?

– Как обозначаются звуки речи на письме?

– Сколько букв в русском алфавите?

– Что такое алфавит?




Алфавит. Сопоставление русского и украинского алфавитов