УРОК № 1
Тема. Добро пожаловать в мир русского языка
Цель: дать учащимся общие сведения о русском языке как национальном языке русского народа; показать практическое сходство и различие русского и украинского языков, близость культур русского и украинского народов.
Оборудование: учебник, учебные тексты, высказывания писателей о русском языке, пословицы о языке.
ХОД УРОКА
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Объявление темы и цели урока.
2. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем говорить о русском языке
II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Работа с учебником.
(Учебник, с. 8-9.)
1) Чтение текста учителем.
2) Вопросы и задания ученикам.
– О каких особенностях русского языка вы узнали?
– Сколько значений имеет слово “мир” в русском языке? Назовите эти значения.
– Прочитайте из текста высказывания Николая
– Что объединяет украинцев и русских, населяющих Украину и Россию?
– На примере слова “мир” покажите сходство и различие русского и украинского языков.
– На примерах слов “люди”, “хлеб”, “вода”, “земля” покажите сходство и различие русского и украинского языков.
2. Подготовка к слушанию текста.
(Вопросы записаны на доске.)
– Как вы понимаете, что такое нация? Каково происхождение этого слова?
– Что такое национальный язык?
– Какой язык называют национальным языком русского народа?
(Учитель читает вопросы и дает задание учащимся найти ответы при слушании текста.)
3. Чтение текста учителем.
Когда-то очень давно люди, поселившиеся на одной территории, жили племенем, совместно трудились, сеяли хлеб, пасли скот или ходили на охоту. Люди совместно не только работали, но и отмечали праздники. При этом складывались их обычаи, традиции. Люди хорошо понимали друг друга, так как в их жизни было много общих дел. Важным объединяющим началом был язык, на котором они говорили.
Рядом жили другие племена. Их обычаи, традиции, язык были сходны, так как племена торговали друг с другом, совместно отражали нападения врагов.
В XV-XVIII веках племена в Европе стали объединяться в национальные государства. Язык людей в национальном государстве стал называться национальным языком. Национальным языком Русского государства стал русский язык.
Слово “национальный” происходит от слова “нация”, а слово “нация” латинского происхождения, его значение в латинском языке – “племя”.
4. Беседа.
(См. п. 1.)
5. Словарная работа.
Краткая запись в тетради понятий “нация” и “национальный язык”.
6. развитие коммуникативных и некоммуникативных навыков.
– Запишите пословицы о языке.
– Какие свойства языка отметил народ в этих пословицах?
Слово – не стрела, а пуще стрелы ранит. Кто говорит, тот сеет, кто слушает – собирает. Сперва подумай, а потом говори. Язык до Киева доведет.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Чтение учащимися текста.
(Учебник, с. 10, упр. 2.)
2. Беседа.
– О каких географических связях Украины и России вы узнали из прочитанного текста?
– Найдите на карте (см. с. 10) столицу России. Назовите ее.
– Пользуясь картой, назовите крупные промышленные, научные, культурные центры России.
– Расскажите о климатических особенностях России.
– О каких культурных связях Украины и России вы узнали, прочитав текст?
3. Тренировочные упражнения.
Упр. 3, 4 на с. 11.
4. Развитие коммуникативных навыков.
(На доске записаны высказывания о языке.)
Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. (Д. Лихачев) Относись к родному языку бережно и любовно. (В. Луговской) Человек, равнодушный к родному языку – дикарь, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа. (К. Паустовский)
Вопросы и задания.
– Каково значение языка для каждого человека?
– В чем заключается значение родного языка для человека?
– Запишите в тетрадь понравившееся вам высказывание.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить наизусть стихотворение С. Абдуллы (учебник, с. 11).
2. Выполнить упр. 7.