УРОК № 52
Тема. Глаголы настоящего и будущего времени В 3-м лице. Произношение глаголов 3-го лица множественного числа. Произношение – ться, -тся в глаголах
Цель: научить школьников правильно произносить глаголы 3-го лица множественного числа; произносить и писать – ться и – тся в глаголах; развивать орфоэпические навыки; воспитывать интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся знают об особенностях отдельных форм глаголов настоящего и будущего времени в сопоставлении с украинским языком; правильно
Оборудование: учебник, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Спишите загадку, отгадайте. Объясните написание глаголов.
В водостоках запоет,
В окна постучит(?)ся,
Пыль апрельскую приб..ет
И в луга умчит(?)ся.
Ответ: дождь.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Творческая работа.
От данных глаголов образуйте
Образец: поставить (что?) – поставишь чайник.
Познакомить (кого?), поздравить (кого?), погладить (что?), передвинуть (что?), перетащить (что?), подарить (кому?), закрыть (что?).
– Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
От данных глаголов образуйте формы глаголов прошедшего времени. Поставьте ударения, выделите суффиксы и окончания.
Образец: Спать – спал, спала5, спа5ли.
Звать, нанять, понять, отнять, брать, снять.
КАРТОЧКА № 2
От данных глаголов образуйте формы глаголов прошедшего и будущего времени 1-го лица. Выделите окончания.
Образец: посадить – посадил, посажу.
Вырастить, положить, вылечить, зажечь, вышить, заплатить.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Слово учителя.
В окончаниях глаголов 3-го лица единственного и множественного числа ь после т не пишется и звук произносится твердо [т], в отличие от украинского языка.
СРВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
В русском языке | В украинском языке |
Видит[т], видят[т] | Бачить[т’], бачать[т’] |
Смотрит[т], смотрят[т] | Дивить[т’]ся, дивлять[т’]ся |
Стоит[т], стоят[т] | Стоїть[т’], стоять[т’] |
– Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] таблица на с. 230, вывод на с. 231; [2] с. 132.
– Тренировочное упражнение.
Найдите в тексте и выпишите глаголы 3-го лица. Четко произнесите твердый согласный [т] в окончании глаголов.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят – на холме у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
(А. Пушкин)
– Объяснительный диктант.
Запишите предложения. Правильно произнесите – ться и – тся в глаголах. Объясните написание – ться и – тся.
Грамоте учиться – всегда пригодится. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Нечем хвалиться, когда из рук все валится.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Тренировочные упражнения.
1. Поставьте глаголы во 2-м и 3-м лице единственного и множественного числа. Выделите окончания.
Образец: знать – знаешь, знает, знаете, знают.
Учиться, греть, любить, идти, лететь, купаться.
2. Переведите с украинского языка на русский. Сравните написание глаголов в обоих языках.
Лелека на щастя гніздиться. Хто з правдою рідниться, той і грому не боїться. Чоловік розуму вчиться цілий вік. Усе підводиться, росте і сміється.
3. Составить предложения с парами глаголов.
Искрится – искриться. Учится – учиться. Трудится – трудиться.
– Творческая работа.
Опишите свою комнату, используя глаголы 3-го лица на – тся (находится, располагается, размещается и т. д.).
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 47, 48; [2] § 63.
2. Выполнить упражнения: [1] 511, 514; [2] 426, 429.
VI. ИТОГ УРОКА
– Вопрос учащимся.
– Когда пишется – тся и – ться в глаголах?