ЯЗЫК
МОРФОЛОГИЯ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
§ 11. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ
МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
Прочитайте текст. Выпишите в одну колонку названия живых существ (они отвечают на вопрос кто?), в другую – названия предметов, событий, состояний (отвечают на вопрос что?). Определите, к какой части речи они относятся. Обоснуйте свое суждение.
Птицы
Сыплет осенний нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Лес притих и насупился.
И вдруг осеннюю
Певчий дрозд откликнулся – просвистел свою песню. Затенькала птичка-капелька – пеночка-теньковка.
И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса. Это прощальные песни птиц. Но и в прощальных песнях слышится радость.
Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы.
Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно, и радостно!
(Н. Сладкое)
ПИШЕМ ГРАМОТНО
Грустно
Радостно
С. Бордет. Осенний полдень
– Именами существительными называются слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто?
(мама, учитель) или что? (книга, стол).
Они называют конкретные предметы (нож, ручка, ваза, компьютер), вещества (вода, золото, медь), живых существ (дедушка, друг, крот, птица), события, явления (зима, пожар, молния), качества, свойства (яркость, белизна, красота), действия и состояния (пение, встреча, отдых, посев).
Имена существительные делятся на одушевленные (подруга, лиса, ученик) и неодушевленные (пенал, кухня, утюг), собственные (Киев, Александр Сергеевич Пушкин) и нарицательные (учебник, зеркало, стул). Имена существительные бывают мужского рода (дом,, пруд), женского рода (стена, мать), среднего рода (окно, море).
Имена существительные имеют два числа: единственное (ключ, квартира, друг, поле) и множественное (ключи, квартиры, друзья, поля).
Для связи с другими словами имена существительные изменяются по падежам (ребенок плачет, плач ребенка, думать о ребенке, подойти к ребенку).
В предложении имена существительные обычно выступают в роли подлежащего и дополнения клевали хлебные
75. I. Выразительно прочитайте стихотворение. Определите его тему и основную мысль.
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
(И. Бунин)
II. Выпишите вначале имена существительные в форме единственного числа, укажите их род, подчеркните окончания и поставьте уда рения. Затем выпишите существительные в форме множественного числа, подчеркните окончания.
III. Рассмотрите репродукцию картины на с. 58. Устно составьте по ней три словосочетания “существительное + прилагательное”.
76. Послушайте текст. Прочитайте первый абзац. О чем он? Спишите его. Подчеркните имена существительные, охарактеризуйте одушевленные и неодушевленные существительные. В тексте найдите три-четыре примера других частей речи, известных вам. Выпишите их.
Есть в любой школе небольшая комната, где живет тысяча, а то и больше молчаливых мудрецов.
Каждый ученик заходит сюда, чтобы посоветоваться со своими мудрыми и учеными друзьями. А они всем рады услужить. Эти умнейшие и мудрейшие друзья – книги.
И живут они в доме, который называется “библиотека”. Ведь библио по-гречески – “книга”, а текос – “хранилище”: книгохранилище.
Библиотеки существуют очень давно, не менее пяти тысяч лет. Самые древние из них были в Египте.
Знаменитую Александрийскую библиотеку в Египте основал в начале III века до нашей эры один из правителей. Из разных стран стекались сюда книги – папирусные свитки, – и стало их около 700 тысяч!
В другой, тоже очень древней, библиотеке хранились не книги-свитки, а книги – глиняные таблички. Это была знаменитая библиотека ассирийского царя Ашурбанипала.
Когда ученым удалось прочесть глиняные страницы, выяснилось, что на большинстве из них написаны разные заклинания и молитвы. Много было астрономических, медицинских и математических книг.
Кроме библиотек глиняных и папирусных книг, в старину были и библиотеки книг пергаментных, сделанных из шкур животных.
Одна из них – библиотека сирийского города Пергам. В ней были собраны тысячи пергаментных свитков.
В Пергамской библиотеке хранилась удивительная книга длиной 25 метров. На нее пошло несколько десятков телячьих шкур.
Много больших библиотек было и на Руси: в Киеве (при Софийском соборе), в Новгороде Великом, в Курске, во многих монастырях.
(Г. Юрмин)
Александрийская библиотека (гравюра XIX в.)
МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
Прочитайте текст. Выпишите в две колонки существительные одушевленные и неодушевленные, указывая их род. Образуйте, где необходимо, форму единственного числа этих существительных.
Утром отвалил от пристани небольшой катер “Гурзуф”. Мы стояли на палубе. Плакали дети, гортанно кричали татары. На пристани неподвижно сидели рыболовы.
“Гурзуф” оглушительно прокричал и, валясь на борта, обогнул мыс. Маша бросила в море серебряную монету, и тотчас же около парохода понеслись вперегонки дельфины.
(По К. Паустовскому)
Запишите по образцу по три одушевленных и неодушевленных существительных в форме именительного, родительного и винительного падежей множественного числа. Понаблюдайте, у каких существительных множественного числа форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а у каких – с формой именительного.
Образец:
Братья, котята, сестры
Столы, комнаты, окна
(нет) братьев, котят, сестер
(вижу) братьев, котят, сестер
(нет)столов, комнат, окон
(вижу) столы, комнаты, окна
Одушевленные существительные – это названия живых существ: мама, папа, учитель, учительница, актриса, украинка, кот, ласточка.
Неодушевленные существительные – это названия предметов, свойств, действий: дом, река, яблоко, небо, красота, поездка, учеба.
Одушевленность/неодушевленность проявляется при изменении существительных по падежам, а именно в винительном падеже множественного числа: форма винительного падежа множественного числа одушевленных существительных совпадает с формой родительного (вижу отцов, дочерей; нет отцов, дочерей), а неодушевленных – с формой именительного падежа (вижу столы, деревья; сравните: столы стояли, деревья росли).
77. I. Составьте и запишите предложения с одушевленными и неодушевленными существительными, поставив их в форму множественного числа.
Тетрадь, книга, водитель, певец, преподаватель, студент, яма, звезда, стул.
II. Сделайте фонетический разбор слов яма, звезда.
ХОТИМ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ!
Русские существительные имеют одну, очень своеобразную категорию: одушевленности/неодушевленности. Большинство носителей русского языка уверены: одушевленные существительные – это те, которые называют живых существ (людей и животных), а неодушевленные – неживые предметы. Действительно, волк живой – кто?, дом – неживой – что?
Но дуб – что?, хотя растения вообще-то живые. А дальше еще удивительнее: снеговик – кто?, а народ – что?, хотя из живых людей состоит. Что же заставляет нас вопреки значению именно так подбирать вопросы? Оказывается, грамматика. Грамматике все равно, кто дышит, ест и растет, а кто нет. Для языка “живыми” оказываются кукла, воздушный змей, шахматный ферзь, а неживыми – толпа и человечество (проверьте это сами).
(Из энциклопедии для детей “Языкознание. Русский язык”)
78. I. Прочитайте. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Найдите одушевленные и неодушевленные имена существительные. Докажите свой выбор.
В том городе, где оказался Чебурашка, ж..л да был крокодил по имени Гена. Каждое утро он просыпался в своей маленькой квартирке, умывался, завтракал и отправлялся на р..боту в зоопарк.
Придя на место, он раздавался, вешал на гвоздик к..стюм, шляпу и тросточку и ложился на солнышке у бассейна.
Когда кончался р..бочий день, Гена тщательно од..вался и шагал домой, в свою маленькую квартиру. Дома он читал газеты и весь вечер играл сам с собой в крестики-нолики.
(Э. Успенский)
II. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
III. Ознакомьтесь с планом морфологического разбора имени существительного (приложение, с. 253). Сделайте морфологический разбор выделенного слова.
79. I. Прочитайте текст. Определите, к каким существительным – одушевленным или неодушевленным – относятся выделенные слова. Объясните их лексическое значение.
Самое заметное из изменений, происходящих в языке, – это появление новых слов и – чуть менее яркое – появление новых значений.
Принято считать, что русский язык, если ему не хватает какого – то важного слова, просто одалживает его у другого языка, прежде всего у английского. Ну, например, в области компьютеров и Интернета, казалось бы, только так и происходит. Слова компьютер, монитор, принтер, процессор, сайт, блог и многие другие заимствованы из английского. Однако дело обстоит не совсем так. Названия животных – мышь, собачка (а теперь и собака) – приобрели новые, “компьютерные” значения, причем совершенно разными путями.
Ну, с мышью* все понятно, это значение всем хорошо известно и уже зафиксировано в словарях.
В русском языке это так называемая калька с английского: то есть новое значение появилось у соответствующего названия животного именно в английском языке, а русский просто добавил его к значениям слова мышь.
А вот собачку в качестве названия для @, значка электронной почты, придумал сам русский язык. Вообще, многие языки называют этот значок именем животного: итальянцы увидели в нем улитку, немцы – обезьянку, финны – кошку, китайцы – мышку, а мы заметили собачку.
(М. Кронгауз)
II. Сделайте морфологический разбор трех существительных из текста (по выбору).
III. Составьте и запишите план текста. Перескажите текст.