II СЕМЕСТР
УРОК 66
Тема. К. И. Чуковский “Айболит”. Понимание фактического содержания текста (кто, что, где, когда, как). Выполнение коротких инструкций, данных в тексте
Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством К. И. Чуковского, познакомить со сказкой “Айболит”; формировать навыки диалогической и монологической речи; учить выполнять короткие инструкции, данные в тексте; воспитывать вежливость, чуткость по отношению к друзьям и взрослым.
Оборудование: диск с записью мультфильма по сказке К. Чуковского
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Сообщение темы и цели урока
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной сказкой К. И. Чуковского – “Айболит”.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. Сегодня на уроке вы не только узнаете, почему К. И. Чуковский так назвал свою сказку, а также отправитесь в волшебное путешествие через леса, океаны, высокие горы и кручи. Готовы к преодолению препятствий? Поехали!
IV. Актуализация
Вступительная беседа
– С какими сказками К. И. Чуковского мы уже знакомы? (“Федорино горе”, “Мойдодыр”)
– Как вы думаете, почему дедушка Корней так назвал сказку – “Мойдодыр”. Давайте вместе произнесем ее название: “Мой-до-дыр”. (Ответы детей.)
– А вот в названии сегодняшней сказки тоже есть тайна. Давайте вместе произнесем его и внимательно вслушаемся: “Ай-болит”.
– Когда так говорят: “Ай, болит!”?
– А кто помогает детям выздороветь? (Врачи, доктора)
– На прошлых уроках мы говорили, что дедушка Корней очень любил шутить с детьми, а особенно загадывать им загадки. Секрет названий сказок мы уже разгадали. А вот – и новые загадки от Корнея Ивановича!
– Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Еж)
– Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автомашины)
– Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Гребешок, расческа)
– Молодцы, ребята, вы вновь справились с хитринками-загадками веселого писателя.
V. Работа по теме урока
Знакомство со сказкой К. И. Чуковского “Айболит”
Частично текст читает учитель, а частично идет просмотр эпизодов из мультфильма.
1. Чтение первой и второй частей сказки учителем
– Каким был доктор Айболит? (Добрым)
– Кого укусила оса? (Лисицу)
– Почему пришел Барбос? (Курица клюнула в нос.)
– Почему прибежала зайчиха? Что она закричала? (Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай!)
– Где он бегал? (По дорожке)
– Что сказал Айболит? (Подавайте его сюда!)
– Как доктор вылечил заиньку? (Доктор пришил ему ножку.)
– Что закричала зайчиха-мать, когда увидела, что заинька прыгает снова? (Ну, спасибо тебе, Айболит!)
2. Чтение третьей части сказки “Айболит”. работа по содержанию
Эту часть можно проинсценировать, заранее подготовив некоторых учащихся.
– Что принес шакал? (Телеграмму)
– Что случилось в Африке? (Заболели малыши.)
– Был ли указан адрес в телеграмме? (Да)
– Как вы думаете, доктор поможет больным малышам?
3. Чтение (или просмотр эпизодов мультфильма) четвертой, пятой и шестой частей. работа по содержанию
– Кто первым пришел на помощь Айболиту? (Волк)
– Какое слово неустанно твердил Айболит? (Лимпопо)
– Кто помог Айболиту переправиться через океан? (Кит)
– Как только на пути доктора встали горы, кто пришел ему на помощь? (Орлы)
– Как вы думаете, доберется доктор до больных или нет?
4. Чтение (или просмотр эпизодов мультфильма) седьмой и восьмой частей сказки “Ай6олит”. работа по содержанию
– У кого болел животик? (У бегемотиков)
– Чем болели страусята? (Корь, дифтерит, оспа, бронхит)
– Что болело у малюток-акулят? (Зубки)
– Где прикорнула зубастая акула? (На солнышке)
– Что кричал Айболит, когда увидел Африку? (Да здравствует милая Африка!)
– Что кричала детвора? (Приехал, приехал! Ура! Ура!)
– Чем доктор лечил малышей? (Шоколадом, гоголем-моголем)
5. Чтение последней, девятой части сказки. работа по содержанию
– Что делали звери, когда выздоровели? (Смеялись, баловались, плясали, подмигивали…)
6. Выполнение коротких инструкций, данных в тексте
– И акула Каракула (Учащиеся друг другу подмигивают.)
Правым глазом подмигнула.
– А малютки бегемотики (Учащиеся хватаются за животики и смеются, раскачиваясь в разные стороны.)
Ухватились за животики
И смеются, заливаются.
И пошли они смеяться, (Учащиеся танцуют, веселятся.)
И плясать и баловаться…
И кричит он, и поет он: (Учащиеся радостно вслед за учителем проговаривают слова Гиппопотама.)
“Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!”
VI. Итог урока
– Понравилась ли вам сказка?
– Кто ее автор?
– Почему сказка имеет такое название?
– Какие сказки Корнея Чуковского вы знаете?
– Что больше всего понравилось на уроке?