УРОК № 56
Тема. Количественные числительные. Склонение количественных числительных. Развитие речи. Культура речи. “Утро вечера мудренее”
Цель: дать учащимся представление о склонении количественных числительных; формировать навыки правильного употребления в падежных формах количественных числительных.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего задания.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
Склонение
Обратите внимание: числительное один согласуется с существительным во всех падежах, как прилагательное, например: один стол, одного стола, одному столу и т. д.
В творительном падеже числительное четыре пишется с ь: четырьмя.
2. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение.
Устно (по вариантам) просклоняйте числительные вместе с существительными.
Один карандаш, одно окно, одна тетрадь, два метра, две брошюры, три килограмма, четыре портфеля.
3. Работа с учебником.
Склонение числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 200 до 900.
Обратите внимание:
1)
2) числительное восемь в творительном падеже употребляется в двух формах: восемью и восьмью;
3) в числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 при склонении изменяются обе части.
4. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение.
Устно просклоняйте числительные вместе с существительными: сорок метров, пятьсот восемьдесят километров.
5. Работа с учебником.
Склонение числительных 40, 90, 100.
6. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение. Произнесите вслух:
К 40 + 60 = 100; от 90 – 50 = 40.
ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Устное упражнение.
Прочитайте вслух примеры вместе с ответами.
Образец выполнения: 4 + 9 = 13.- К четырем прибавить девять, будет тринадцать.
1) К 4 + 7 = ?
2) От 30 – 19 = ?
3) От 18 – 13 = ?
4) От 8 – 3 = ?
5) С 8 сложить 11 = ?
6) К 17 + 13 = ?
7) С 9 сложить 9 = ?
8) К 19 + 11 = ?
9) К 90 + 40 = ?
2. Диктант с грамматическим заданием.
Запишите предложения, заменяя цифры словами и употребляя числительные в форме нужного падежа.
1) Было 11 часов утра. 2) Подъехал автобус с 40 туристами. 3) Беседа закончилась около 8 часов вечера. 4) Вышла книга с 50 иллюстрациями. 5) При школе был фруктовый сад с 20 грушами, 60 вишнями и 80 яблонями. 6) Отряд состоял из 100 всадников. 7) На столе лежал альбом с 70 фотоснимками. 8) На теплоходе было более 400 пассажиров. 9) Подошел теплоход с 800 экскурсантами.
3. Практическое упражнение.
Согласование существительных с числительными в нужной падежной форме.
1 (полено, окно, сумка, доска, год, день).
3 (метр, час, миллион, тетрадь, ночь, книга).
7 (день, километр, чашка, береза, окно).
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста.
(Учебник, с. 272-273.)
2. Перевод с украинского языка на русский.
Упр. 599.
3. Углубление знаний.
Упр. 600.
Подсказка: просклоняйте слова тысяча, свеча; миллион, батальон. Сравните.
Имеют ли слова тысяча, миллион форму множественного числа?
Сделайте вывод: грамматические признаки какой части речи есть у числительных тысяча, миллион?
4. Устное сочинение-описание.
Упр. 603.
5. Работа над развитием навыков культуры речи.
Рубрика “Советуем запомнить!”, с. 274.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятия 51. Упр. 598, 604.