УРОК № 23
Тема. Контрольная работа № 2. Тестирование. Чтение молча
Цель: проверить у школьников уровень усвоения теоретического материала по изученным темам; проверить у них навык беглого чтения и понимания основного содержания незнакомого текста; развивать у детей умение применять теоретические знания на практике; воспитывать у них интерес к истории, лучшие моральные качества.
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение (простое и сложное); знают структуру словосочетаний
Оборудование: тестовые задания, тексты для чтения молча.
Тип урока: контроль и коррекция знаний, умений и навыков.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
(Учитель проводит инструктаж по выполнению контрольной работы.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
– Выполнение тестовых заданий.
Вариант I
1. Словосочетание – в строке
А мальчик рисует
Б одержать победу
В читать и писать
VГ ранняя зима
2. Неверно выделены главные слова в словосочетании
3. Управление – тип связи в словосочетании
А темная пучина
Б крупные звезды
VВ колеблются в пучине
Г ярко светит
4. Повествовательное предложение –
VА О, какая странная была эта ночь!
Б Поговори со мною.
В Слушайте, товарищи потомки!
Г Делайте же что-нибудь скорей!
5. Двусоставное предложение – в строке
VА С каждой минутой вода подбиралась к бедным зверькам…
Б Ну, каково, приятель, поживаешь?
В Славная осень.
Г Мне гораздо приятнее в приватном доме, чем в этом кабаке.
6. Предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов,-
А Речные чайки слетаются сюда ежегодно.
Б Дед с бабушкой долго спорил.
В Весь дом пришел в движение.
VГ Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области.
7. Предложение с составным глагольным сказуемым –
А Я буду долго гнать велосипед.
Б Все двери были наглухо заколочены.
В Я обучусь игре на гитаре.
VГ Вдруг ямщик стал посматривать в сторону.
8. Предложение с косвенным дополнением –
А Руки поборют одного, а знание поборет тысячи.
Б Нина умывала ребенка.
В Правда глаза колет.
VГ Балтийское море глубоко вдается в материк Европы.
9. Предложение, в котором инфинитив выступает в роли определения,-
А Я мечтала выступать на сцене.
VБ И моя мечта петь так и не сбылась.
В Жить – родине служить.
Г Я рад вам помочь.
10. Предложение, в котором есть сравнительный оборот (знаки не расставлены),- в строке.
А Твои слова как острый нож.
Б Пруд местами как сталь.
VВ Бегут как дети озорные шумливые ручьи.
Г Гладь озерная как зеркало.
11. Предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире,-
VА Мой друг человек глубоких знаний.
Б Бедность не порок.
В Природа есть родина всех талантов.
Г Настя мне не подруга.
12. Сложное предложение – в строке
А Кажется, идет дождь.
VБ Мне кажется, что идет дождь.
В Он кажется мне грустным.
Г Он кажется мне грустным, озабоченным здоровьем матери.
Вариант II
1. Глагольное словосочетание – в строке
А встреча друзей
Б бег на месте
В очень хорошо
VГ рисуя картину
2. Примыкание – тип связи в словосочетании
VА медленно падает
Б доволен ответом
В читать книгу
Г две свечи
3. Побудительное предложение – в строке
А И ветерок с Невы заговорил за нас.
Б Ну, мало ли что бывает?
В Если бы я мог забыться!
VГ Ах, любезный друг, оставь меня в покое!
4. Предложение, в котором подлежащее выражено местоимением,-
VА Снова что-то зашумело в лесу.
Б Пятеро заходят выше пояса в воду.
В Все туман, туман.
Г Этот мальчишка всем грубит.
5. Распространенное предложение – в строке
А А что такое вдохновенье?
Б Шарманка, играй, играй!
VВ Меня вы не спасли.
Г И все не то.
6. Предложение с составным именным сказуемым – в строке
А Лошади шли шагом и скоро стали.
VБ Был воскресный день.
В Угрюмый лес, нелюдимый.
Г Поднявшееся в зенит солнце убрало с земли все тени.
7. Предложение с ошибкой –
А Я верю не в непобедимость зла, а только в неизбежность пораженья.
Б Вечером я буду заниматься ремонтом велосипеда.
VВ Девочка делится о своих переживаниях с матерью.
Г И глядит на мир звезда сквозь сухие ветки.
8. Предложение с прямым дополнением – в строке
А Никому ни о чем не расскажем.
Б Дыша духами и туманами, она садится у окна.
VВ Празднично цвела природа, словно ей обновку сшили.
Г И совсем я не здесь, не на юге, а в северной, царской столице.
9. Предложение с несогласованным определением – в строке
VА Мама купила мне несколько тетрадей в линейку.
Б Воздух, полный осеннего солнца, и ветра, и меда.
В Треплет ветер под косынкой рыжеволосую косу.
Г Над резным окошком занавес багряный.
10. Предложение с дополнением, выраженным инфинитивом,- в строке
А О чем вздыхать и плакать в самом деле?
Б Я хочу рассказать о своем новом проекте.
В Мы можем выполнить задание в срок.
VГ Отец мне разрешил кататься на коньках.
11. Предложение с приложением (знаки не расставлены) – в строке
А Мои любимые цветы пионы.
VБ С моряком призывником земляки прощались.
В Осенний ветер влажен!
Г Мы живем на круглой или плоской маленькой планете.
12. Верный вариант синтаксического разбора предложения –
– Чтение текста молча.
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
Св. Сергий родился более шестисот лет назад. Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России…
Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула: укрыли леса радонежские. Но не пребыл к ней равнодушен. Отшельник, он спокойно, как все делая в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Родители Сергия, бояре ростовские Кирилл и Мария, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьезным складом жизни, никакой роскоши. Домашний быт был ближе к крестьянскому.
Семи лет Сергия (а тогда – Варфоломея) отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо, Варфоломею же наука не давалась. Как позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен и плачет одиноко, но вперед не двигается.
Однажды отец послал Варфоломея разыскивать пропавших жеребят. И встретил Варфоломей под дубом монаха, рассказал ему об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.
И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним – Варфоломей. Окончив, незнакомец благословил Варфоломея:
– Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.
Когда дома Варфоломей начал читать псалмы, все были поражены, как он читает хорошо…
После смерти родителей Сергий решил воплотить в жизнь давний свой замысел – стать монахом. Вместе с братом они выбрали место в десяти верстах от города. Сложили из ветвей шалаш, потом срубили “калитку” и “церквицу”. …В сосновых лесах Сергий вырос, выучился ремеслу. Церковь, построенная братьями, получила имя Святой Троицы. Стефан, однако, не выдержал пустынной жизни и ушел в Москву, в Богоявинский монастырь, где жили легче. Варфоломей же в полном одиночестве продолжал свой подвиг…
Живший неподалеку игумен (настоятель монастыря) постриг Варфоломея в монахи под именем Сергия.
В это время слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. И принял он нескольких…
Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, обувь.
И плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Несмотря на скудную пищу (хлеб и вода), был очень крепок.
Был первым и на службах. Службы начинались в полночь (полуночница), затем шли утреня, третий, шестой и девятый час. Вечером – вечерня. В промежутках частые молебные пения и молитва в келиях, работы в огородах, шитье одежды, переписывание книг и даже иконописание…
Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Сергий стал игуменом.
Постепенно слава о Сергиевом монастыре распространилась по стране. В Москве в это время княжил Дмитрий.
В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал ханом… Мамай решил покончить с непокорным Дмитрием. Время для Дмитрия настало опасное, и он за благословением на страшный бой едет к Сергию.
Преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой.
– Его ждет гибель,- сказал Сергий.- А тебя – помощь, милость, слава Господа. Иди, не бойся. Бог тебе поможет. Ты победишь.
Помощниками князю Сергий дал двух монахов: Пересвета и Ослябю. Воинами они были в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей.
8-е сентября 1380 года! К полудню показались и татары. Дмитрий выехал драться лично, в передовой стычке. Таков обычай. Ранен не был, но доспех помяли. Тут же на зов татарского богатыря выехал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал.
Началась общая битва на гигантском по тем временам фронте в десять верст.
Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы.
А в конце сказал: “Мы победили”.
(605 сл.) (По Б. Зайцеву)
Вопросы к тексту.
1. Почему Сергий – Радонежский?
А по имени монастыря, который он основал
Б это была его фамилия
VВ по местности, в которой он жил
2. Кто были родители Сергия?
VА бояре
Б князья
В крестьяне
3. Как маленький Варфоломей реагировал на неудачи в учебе?
VА огорчался и плакал
Б жил спокойно
В много молился
4. Как Варфоломей научился хорошо читать?
А ему помог брат
VБ за него молился старец
В научился постепенно сам
5. Какое имя получила церковь, построенная братьями?
А Богоявленская
Б Святого Сергия
VВ Святой Троицы
6. Сколько служб служили за день в церкви?
VА шесть
Б пять
В четыре
7. Как называлась первая служба в церкви?
А утреня
Б вечерня
VВ полунощница
8. Кто такой игумен?
А монах-молчальник
VБ настоятель монастыря
В монах-затворник
9. Какими главными качествами обладал Сергий?
А сила воли и мужество
VБ трудолюбие и боголюбие
В упорство и старание
10. Почему князь Дмитрий выехал драться лично?
VА таков был обычай
Б таков был совет Сергия
В хотел показать, что победа будет за ним
11. Какова судьба Пересвета?
А ранен не был, но доспех помяли
Б был тяжело ранен
VВ был убит
12. Какой была жизнь Сергия?
А тихая, спокойная и серьезная
VБ спокойная, чистая и святая
В трудная, суровая и святая
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
2. Подготовиться к диалогу на тему “Профессия, которая меня привлекает”.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
(Учитель отвечает на вопросы учащихся, возникшие по ходу выполнения тестовых заданий.)