УРОК № 47
Тема. Личные, притяжательные, указательные местоимения. Развитие речи. Культура речи. “Задрал нос – и кочергой не достанешь”
Цель: ознакомить учащихся с личными, притяжательными, указательными местоимениями; работать над развитием и культурой речи учащихся.
Оборудование: учебник, таблицы, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Слова я, ты, он, она, оно, мы, вы, они – местоимения.
Местоимения
Я, мы – местоимения 1-го лица. Ты, вы – местоимения 2-го лица. Он, она, оно, они – местоимения 3-го лица.
2. Заполнение таблицы.
– Выпишите в таблицу местоимения из предложений, записанных на доске. Эти местоимения называются личными. Попробуйте объяснить, почему?
1. Утром я встаю рано. 2. Мы с братом собираемся в школу. 3. Он учится в пятом классе. 4. Обычно брат спрашивает: “Ты будешь завтракать? 5. Тут выходит мама и говорит: “А вы зубы почистили?” 6. Она у нас строгая. 7. Мои родители уходят рано, они всегда торопятся на работу.
Число | Лицо | |
1-е | 2-е | 3-е |
Единственное | ||
Множественное |
3. Объяснение учителя.
В русском языке, как и в украинском, местоимения изменяются по падежам. Например:
И. п. я
Р. п. меня
Д. п. мне
В. п. меня
Т. п. мной или мною
П. п. (обо) мне
Падежные формы местоимений в русском и украинском языках не совпадают. Например:
По-русски: | По-украински: |
Мне | Мені |
Тебе | Тобі |
Ему | Йому |
Ей | Їй |
Об этом нужно помнить и правильно употреблять и произносить местоимения в русском и украинском языках.
В русском языке есть группа притяжательных местоимений (укр. присвійні займенники), которые указывают на принадлежность: мой, наш – первому лицу; твой, ваш – второму лицу; свой – всем трем лицам. Принадлежность третьему лицу выражается родительным падежом личного местоимения третьего лица, например: Я знаю его (ее, их) сестру.
4. Задание учащимся.
(Текст записан на доске.)
– Укажите притяжательные местоимения.
Я прошу тебя передать Сереже мой привет.
Сережа просит тебя прислать твою фотографию.
Мы аккуратно поливаем наши грядки.
Я оставил у Вити свой карандаш.
Он очень бережет свое здоровье.
5. Объяснение учителя.
Также в русском языке часто используются указательные местоимения (укр. вказівні займенники) этот, эта, это; тот, та, то. Эти местоимения в украинском языке звучат так: цей, ця, це; той, та, те.
6. Задание учащимся.
– Найдите в предложениях указательные местоимения.
В этом доме живут мои друзья.
Эта книга мне очень нравится.
В этом кафе очень уютно.
В тот лес мы обязательно сходим.
Это та тетрадь, которую я искал.
Это то письмо, которое я ждал.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Практическое упражнение.
– Запишите предложения, заменяя существительные личными местоимениями 3-го лица, чтобы избежать неоправданные повторения.
1) Наша школа новая. Школа построена в прошлом году.
2) Здание школы имеет четыре этажа. Здание снаружи очень красиво. 3) Вокруг школы растут яблони. Весной яблони очень красиво цветут. 4) За школой начинается сосновый бор. Бор тянется до самой реки.
2. Творческое списывание.
– Запишите предложения, ставя местоимения в нужном падеже.
Дед провожает (я) до опушки. И кажется (я), что синему лесу нет конца. Я иду по саду и смотрю на яблоки, висящие надо (я). Рано поутру (мы) спускаемся к озеру. На озере уплывают от (мы) два лебедя. Уже поздно, (мы) пора уходить домой.
3. Перевод с украинского языка на русский.
– Переведите текст на русский язык. Сравните написание и произношение личных местоимений в русском и украинском языках.
На небі сонце – серед нив’я. Більше нікого. Йду. Гладжу рукою соболину шерсть ячменів, шовк колосистої хвилі. Вітер набива мені вуха шматками звуків, покошланим шумом. Такий він гарячий, такий нетерплячий, що аж киплять від нього срібноволосі вівси.
(М. Коцюбинський)
4. Творческое задание.
(Можно выполнить это задание в форме коллективного сочинения.)
– Устно составьте предложения с местоимениями я, ты, мы, вы, он, она, они на тему “Прогулка на лыжах”.
5. Перевод с украинского языка на русский.
– Переведите текст. Найдите и подчеркните местоимения. К какому разряду местоимений они относятся?
Згадую, як у той рік я йшов до школи. Моя матуся пішла зі мною. Я дуже хвилювався. Навколо дорослі й діти були схвильовані, але дуже щасливі. В руках діти тримали квіти. Попе реду було щось невідоме, але дуже привабливе. Той день і ті квіти я добре пам’ятаю.
6. Конструирование предложений с местоимениями.
– Спишите, вставляя на месте пропуска подходящее по смыслу местоимение.
1) За рекой был луг. На… лугу ребята часто играли в футбол.
2) Малышей позвали пить чай. … игрушки остались в песочнице.
3) Отец подарил мне книгу. Об… книге я давно мечтал.
7. Тестовое задание.
Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении местоимения. Исправьте ошибку.
А) Мне весело играть с друзьями.
Б) К ихнему дому подъехала машина.
В) В этой комнате много цветов.
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Слушание текстов.
Упр. 475.
2. Определение основной мысли, объединяющей тексты.
Упр. 476.
3. Словарная работа.
Упр. 477.
4. Работа с вопросами рубрики “Отвечайте”.
Учебник, с. 216.
5. Чтение текста.
Учебник, с. 216.
6. Работа с текстом.
1) Определение основной мысли (упр. 478).
2) Определение типа речи (упр. 479).
3) Практическое задание (упр. 480).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятия 42.
2. Выполнить упр. 469, 472.