Цель: учить четвероклассников подробно пересказывать текст-повествование с элементами описания; совершенствовать умения подбирать заголовок к тексту, сопоставлять план и содержание текста; развивать наблюдательность, память, связную монологическую речь, образное мышление; воспитывать бережное отношение к животным.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ
I. Вводно-мотивационный этап.
1. Объявление темы, задач урока.
2. Мотивация.
Умеете ли вы подробно и интересно пересказывать текст? А текст, в котором что-то описывается? Сегодня
II. Операционно-познавательный этап.
3. Речевая разминка: упр. 81. Отгадывание загадки. (Ответ дан на с. 174 учебника.)
Выполнение дополнительного задания: запись загадки по памяти.
4. Выполнение задания в тетради по развитию речи (с. 11, упр. 2). Работа с текстами, содержащими элементы описания.
5. Работа с текстом: упр. 82.
Чтение текста учащимися.
Определение темы и основной мысли текста-повествования с элементами описания. Подбор заголовка.
Беседа по содержанию текста.
Выписывание из текста отрывков,
Выполнение дополнительного задания: описание различных пород собак.
6. Работа в парах: упр. 83. Выделение ключевых слов в тексте упр. 82.
7. Выполнение упр. 84.
Чтение плана учащимися.
Беседа по данному плану.
Актуализация знаний об основных требованиях к устному высказыванию.
8. Выполнение упр. 85, содержащего теоретический материал. Ознакомление с понятием подробный пересказ. Составление подробного пересказа текста упр. 82 с опорой на ключевые слова, план, иллюстрацию (с. 38).
9. Отгадайте загадки. Что помогло вам отгадать загадки? (Подробное описание животных.)
Работаю я целый день,
И делать это мне не лень.
Могу возить я грузы:
Яблоки, арбузы,
Бананы, апельсины,
Ящики, корзины…
Могу и в цирке показать
Свое умение скакать.
(Лошадь)
У него семья большая –
Разноцветных куриц стая.
Забот ему хватает –
Он везде их охраняет.
С ними ходит очень важно,
Красным гребнем он наряжен.
Хвост его из ярких перьев,
Виден он на всю деревню.
(Петух)
10. Прослушайте тексты. Какой из них содержит описание чего-либо или кого-либо?
1. Наседка привела во двор цыплят. Когда цыплята устали и замерзли, птица расставила крылья. Под них полезли сначала трое серых котят, а потом и пушистые желтые цыплята. После этого пестрая мама ласково обняла всех мягкими теплыми крыльями.
По О. Копыленко
2. Почему в Уссурийске уточку называют птицей-сказкой, или жар-птицей? Ее окраска впечатляет, потому что красочный хохолок на голове и веерные золотисто-желтые зеркальца на крыльях, и еще и кораллово-красный клюв является невероятно красивым.
По Е. Спангербергу
3. Наш Челка – смешной пес – роста немного выше кошки. На первый взгляд даже непривлекательный, если бы не блестящие сообразительные глазки.
Представьте себе желтый клубок толстенной лохматой шерсти, почти щетины, из которого торчит удлиненная огромная голова и мягкой тряпкой болтается одно ухо. Второе ухо задорной антенной торчит вверх. Вместо хвоста шевелится обрубок, которым даже не помашешь.
Но, несмотря на внешнюю некрасивость, Челка – замечательный пес. Он верный друг и имеет львиное смелое сердце.
По Е. Спангенбергу
III. Коррекционно-оценочный этап.
11. Обобщение и систематизация изученного: упр. 86.
12. Пояснение домашнего задания: упр. 87.
13. Самооценка и оценивание учителем учебных достижений учащихся.