УРОК № 4
Тема. Неологизмы. Работа над развитием и культурой речи. “Главней всего порядок в доме”
Цель: дать ученикам представление о неологизмах; развивать речь школьников, навыки работы с текстами.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего задания.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
С развитием науки, техники, искусства, общественной жизни появляются различные новые предметы
Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами.
2. Понятие об авторских неологизмах. Работа с учебной статьей.
(Учебник, с. 23. Теория Б.)
3. Выявление восприятия. Тренировочные упражнения.
Упр. 35, 37 (устно).
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Выборочный диктант.
Прослушайте
1) Перед выборами социологи провели мониторинг общественного мнения. 2) Вчера услышал по радио словосочетание “креативный директор”; что оно означает, я так и не понял. 3) Еще недавно все пользовались пейджерами, а теперь предпочитают мобильные телефоны. 4) Когда едешь по улицам нашего города, повсюду видишь большие яркие рекламные баннеры.
2. Распределительный диктант.
Выпишите в один столбец устаревшие слова, в другой – неологизмы.
Ветрило, кафтан, телешоу, видеоряд, персты, чело, гидрокостюм, шкаф-купе, лизинг, пейджмейкер, уста.
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста.
(Учебник, с. 24-25.)
2. Работа с текстом.
1) Выпишите из текста неологизмы, объясните их значение.
2) Выполните упр. 39.
3) Проверьте, насколько хорошо вы запомнили текст; упр. 40.
3. Беседа с учащимися.
Ученики дают ответы на вопросы учебника (с. 26, Б).
VІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятия 4. Выучить стихотворение “Кавардак” (с. 26) наизусть.