СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ
УРОК № 38
Тема. Обобщение изученного по теме “Сложноподчиненные предложения”
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать умения и навыки правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях, приводить примеры предложений с различными видами придаточных, производить их синтаксический разбор; развивать культуру устной и письменной речи учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД
Если хочешь дружбы верной, чти простую мудрость ту, что избыточная сладость хуже горечи во рту.
Н. Рыленков
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
2. Беседа с учащимися.
(Данные вопросы учитель может задавать учащимся в течение урока.)
1) Какие предложения называют сложноподчиненными?
2) Какие вы знаете виды придаточных, входящих в их состав?
3) Как соотносятся виды придаточных предложений со второстепенными
4) В каких из сложноподчиненных предложений есть указательные слова в составе главного?
5) Какие из придаточных частей прикрепляются к главному союзными словами, какие – подчинительными союзами, а какие – и подчинительными союзами, и союзными словами?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Редактирование предложений (работа в парах, устно).
1) Теперь мы с благодарностью вспоминаем тех писателей, которые оставили нам много произведений, из которых мы узнаем о жизни людей в прошлом. (Теперь мы с благодарностью вспоминаем писателей, оставивших много произведений, из которых мы узнаем о жизни людей в прошлом.)
2) Возле картины, на которой была изображена греческая героиня Бобелина, висела клетка, из которой выглядывал дрозд, который чем-то напоминал Собакевича. (На картине была изображена греческая героиня Бобелина, а рядом висела клетка с дроздом, который чем-то напоминал Собакевича.)
3. Лингвистическое конструирование (работа в парах).
– Добавьте в структуру сложноподчиненного предложения еще одно придаточное.
1) Давно было известно, что природа щедра и… .
2) Мне показалось, что поет сам воздух и… .
3) Надо ехать дальше на юг, где солнце ярче и.. . .
4) Очень скоро я поняла, что вокруг много хороших людей и… .
5) Я не замечал, что мы давно уже шли наугад и… .
– Всегда ли нужно повторять союз при однородном соподчинении частей?
4. Упражнение для самостоятельной проверки (индивидуальная работа).
– Расставьте, где нужно, знаки препинания.
Правило. Запятая не ставится, если далее идет вторая часть союза – то или так.
– Объясните постановку запятой между двумя подчинительными союзами или подчинительным союзом и союзным словом (А – нужна запятая; Б – не нужна запятая).
I вариант
1) Я заметил, что куда ни приедешь, найдешь что-нибудь замечательное.
2) Мы так глубоко вросли корнями у себя дома, что куда и как надолго бы я ни заехал, всюду унесу почву родной Обломовки на ногах.
3) Мне казалось, что если бы Кузьму Ивановича вызвать на откровенность, то он мог бы рассказать что-то глубоко печальное и значительное.
4) Держалась она с таким достоинством, что когда подавала мне налитый стакан, я чувствовал потребность привстать.
5) Администрация решила, что так как Красноярск лежит на большом сибирском тракте, то ссыльных лучше перевести в Минусинск.
6) Все знают, что когда сам попадаешь в событие, то на первых порах не можешь разобраться, что в нем самое главное.
7) Я вошел в свою комнату и почувствовал, что пока меня не было в Тифлисе, комната умерла.
8) Недавно мама сказала про тебя, что если ты сделаешь хоть немного хорошего для людей, то этим искупишь все ошибки отца.
9) Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.
10) Случилось так, что когда мы ехали, не было ни малейшей зыби.
11) Он сказал, что если будет свободен, вечером придет ко мне.
12) Сообщи адрес мой и скажи, что если сестрицы напишут, большое и хорошее спасибо скажу.
II вариант
1) Я давно заметил, что если происходит какая-то большая неприятность, то мелкие неприятности расступаются перед ней, добровольно уступают дорогу.
2) Говорят, что если любишь, побежишь за милым вслед.
3) Он поднялся с табурета и сказал, что если уж его лучший друг Володя не может уехать, то он, Толя Орлов, останется с ним.
4) Сообщи адрес мой и скажи, что если сестрицы напишут, большое и хорошее спасибо скажу.
5) Саша вспоминает, что когда макет работал, было пасмурно, а сегодня солнечный, жаркий день.
6) Солдат знал, что если он слезет с лошади, то принимать участие в маневрах не сможет.
7) С Левиным всегда бывало так, что когда первые выстрелы были неудачны, он горячился, досадовал и стрелял целый день дурно.
8) Лесник доложил, что если всмотреться на вырубке, все пни покрыты мелкими опятами.
9) Давно заметил, что когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть.
10) Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже и обед.
11) Он сказал, что если вечером будет свободен, то вечером придет ко мне.
12) Держалась она с таким достоинством, что когда подавала мне налитый стакан, я чувствовал потребность привстать.
Правильные ответы для взаимопроверки
I вариант | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
А | А | Б | А | Б | Б | А | Б | Б | А | А | А |
II вариант | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Б | А | Б | А | А | Б | А | А | Б | А | Б | А |
5. Составьте и запишите предложения по следующим схемам:
6. Синтаксический разбор предложения (эпиграф урока).
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
(Учитель отвечает на вопросы, которые возникли вовремя выполнения заданий.)
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал, подготовиться к тематической контрольной работе.
2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.