УРОК № 51
Тема. Обособление второстепенных членов предложения. Интонация в предложениях с обособленными членами
Цель: дать учащимся понятие об обособлении; восстановить в их памяти правила расстановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах; развивать логическое мышление школьников; воспитывать у них интерес к редким профессиям.
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают обособленные члены предложения и осмысливают их роль в речи; правильно интонируют данные конструкции; верно ставят знаки препинания
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
– Проверка домашнего задания.
– Анализ контрольной работы.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Сравните два предложения. Что меняется в интонировании предложений в зависимости от места причастного оборота?
Освеженные дождем цветы были особенно хороши.
Цветы, | освеженные дождем, | были особенно хороши.
Вывод: Цель обособления – смысловое выделение.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Слово учителя.
Обособленными называются второстепенные члены предложения, которые, выделяясь интонационно и по смыслу, приобретают внутри предложения известную самостоятельность.
– Работа с учебником.
Чтение теоретического материала.
[1] – с. 188-189.
[2] – с. 168-169.
– Тренировочные упражнения.
1. Прочитайте предложения, соблюдая паузы, повышение и понижение тона. Запишите предложения, подчеркните обособленные члены. Взглянув в окно, я увидел теплоход, плывущий по реке. Товарищ его, лейтенант, покатывался со смеху. (Л. Кассиль) Всегда спокойная, сестра сегодня волновалась. (Б. Полевой) Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет… (А. К. Толстой)
2. Замените деепричастием сначала первый глагол в предложении, затем – второй. Как изменился смысл? Запишите полученные предложения. Объясните постановку знаков препинания. Подчеркните обособленные члены предложения.
Солнце отражается в воде и слепит глаза. Я стою на палубе и вслушиваюсь в тишину ночи. Малыш весело улыбнулся и бросил мне мяч.
3. Преобразуйте данные предложения в простые с обособленными членами.
На краю поляны рос дуб. Он широко раскинул свои ветви. Приятно было ходить на речку. Она заросла по берегам ивняком.
Вечер тихо таял. Он как бы переливался в звездную ночь. Человек достоин уважения, если он настойчиво стремится к поставленной цели.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] – 194 (письменно).
[2] – 412 (письменно).
– Выборочный диктант.
Прочитайте текст. Выпишите обособленные члены предложения вместе с определяемыми словами. Подчеркните обособленные члены.
ИСКУССТВО, ПЕРЕЖИВШЕЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ
Человечество открыло искусство мозаики очень давно. До нас дошли остатки орнаментов, украшавших храмы и жилища Шумера, Вавилонии и Древнего Египта. В Древней Греции мозаиками украшали полы дворцов и общественных зданий. Это были уже целые картины на мифологические сюжеты, выполненные искусными художниками. Древние римляне создали множество великолепных мозаичных картин, найденных позднее при раскопках в Польше.
Русские мастера оставили нам великолепный образец своего искусства – мозаику Софийского собора в Киеве, и сейчас восхищающую нас своей красотой. Мозаика на Руси забыта была на долгие века. Возобновил это искусство М. В. Ломоносов. Увлеченный научными опытами со стеклами, он получил в своей лаборатории великое множество цветовых оттенков. Из мастерской Ломоносова вышли несколько прекрасных мозаичных панно, сделанных мастером и его учениками.
Древнее искусство живет и в наши дни. Настоящую красоту мозаикам придают терпеливые человеческие руки.
(Из календаря)
– Объяснительный диктант.
ПРОФЕССИЯ МОЗАИСТ
Мозаист – художник или мастер, занимающийся созданием мозаичных произведений. Мозаичное произведение – это изобретение или узор, выполненный из кусочков камня, смальты, стекла и пр.
Наборщики мозаики – это люди, окончившие художественную школу (в редких случаях) или имеющие высшее художественное образование.
Инструменты мастера – специальные щипцы, молоток, нож-зубило, установленный на пеньке стеклорез.
Мозаист, обладая способностью к рисованию, художественным вкусом и фантазией, должен иметь также склонность к ручному труду, терпение, умение мыслить и действовать последовательно и системно, хороший глазомер и чуткое цветовое восприятие.
Художественные мастерские, специализирующиеся на мозаике, проводят мастер-классы и платные курсы.
– Словарная работа.
Смальта – цветное непрозрачное стекло небольших размеров, применяемое для изготовления мозаики.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] – 193 (письменно); [2] – 411 (письменно).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Беседа с учащимися.
– Что такое обособление?
– Какие члены предложения могут обосабливаться?
– Каковы условия обособления?
– Что вы узнали о профессии мозаиста?