ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
УРОК № 59
Тема. Обстоятельства, выраженные наречиями. Обособленные обстоятельства
Цель: углубить и закрепить знания учащихся об обособленных обстоятельствах, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами; развивать умение воспроизводить текст, логично, последовательно, аргументировано высказывать свое мнение; воспитывать чувство толерантности при общении.
Оборудование: учебник, портрет Н. В. Гоголя, раздаточный и дидактический
ХОД УРОКА
В нем тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно.
Н. Гоголь о русском языке
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Проводится выборочно.)
2. Синтаксический разбор предложения.
(Ученик, получивший карточку, выполняет работу у доски.)
Карточка
Запишите предложение, расставив пропущенные знаки препинания,
Мать писателя Мария Ивановна происходившая из (не)б..гатого рода была (не)уемной фантазеркой и считала своего сына (не)превзойден..ым талантом приписывая ему самые (не)мыслимые открытия.
3. Работа с текстом.
– Прочитайте текст вслух. Перескажите его, используя обособленные члены предложения.
Индивидуальное задание: на основе текста составьте и разыграйте диалог с элементами дискуссии.
Великий украинский и русский писатель
“Скажу вам одно слово насчет того, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Я сам не знаю, какая у меня душа. Знаю только, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, что нет в другой: явный знак, что они должны пополнить одна другую”. Так писал Николай Васильевич Гоголь своему лучшему другу А. О. Смирновой-Россет в декабре 1844 года. Стоит ли после этого спорить по поводу того, какой из народов вправе считать своим великого писателя?
Сам Николай Васильевич, проведший большую часть своей жизни в России и за границей (только в Европе он прожил 12 лет), никогда не забывал о своих украинских корнях, находя душевный покой и отдохновение лишь в родных местах.
Род Гоголей-Яновских шел от Остапа Гоголя, полковника, соратника самого гетмана Дорошенко. Были в этом роду и шляхтичи, и военные, и царские чиновники, и священники. Таким образом, Гоголь был представителем малороссийского дворянства с примесью польской крови, особенно по материнской линии. И в его характере органично соединились гордость польского духа с темпераментом жизнерадостного украинца.
(Из книги “Сто знаменитых людей Украины”)
4. Устный пересказ текста.
5. Заслушивание диалога с элементами дискуссии.
6. Проверка работы у доски.
7. Оценивание учебных достижений.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником (поиск информации).
– Найдите в учебнике информацию об обстоятельствах, выраженных наречиями.
– Как отличить деепричастие от наречия, связанного с ним по происхождению?
Материал для учителя
От деепричастий и деепричастных оборотов нужно отличать наречия стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя, крадучись, играя и др. и фразеологические обороты наречного значения (спустя рукава, сломя голову), связанные с деепричастиями только по своему происхождению. Такие наречия и фразеологические обороты не обособляются, например:
1) Перевозчик греб стоя.
2) Укорял он меня за то что мы ничего не делаем, работаем спустя рукава.
2. Работа в парах.
Задание учащимся
1) Прочитайте предложения. Найдите деепричастия и образованные от них наречия. Как они образованы?
2) Перепишите, расставляя знаки препинания.
3) Выпишите деепричастия с зависимыми словами.
4) Могут ли наречия, образованные от этих деепричастий, иметь зависимые слова?
1. Читать лежа вредно. Лежа на горячем песке мы слушали шум прибоя.
2. Я хорошо знал где на полке лежит моя любимая книга и мог взять ее не глядя. Не глядя на доску трудно играть в шахматы.
3. На тренировках Борзов шутя пробегал стометровку за 10 секунд. Весело шутя и подсмеиваясь друг над другом мы незаметно дошли до лагеря.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Практическая работа.
(Учитель может предложить учащимся выполнить упражнения из учебника.)
1) Перепишите, заменяя придаточные предложения деепричастными оборотами.
1. Хозяин приставил руку ко лбу, так как желал рассмотреть получше подъезжавший экипаж. 2. Кузнецы, как только смекнули, что
Работа нужна к спеху, заломили ровно вшестеро. 3. Бричка, после того как она въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком. 4. Так как дождь принял сначала косое направление, то он хлестал в одну сторону кузова кибитки. 5. Селифан, как только схватил в руки вожжи, прикрикнул на всю тройку. 6. После того как приезжий размотал косынку, он велел подать обед. 7. Когда председатель подъезжал к дому, он встретил прокурора, который тоже ехал на дрожках не в духе. 8. Лишь только Чичиков встал, он послал тот же час узнать, готова ли бричка. 9. Плюшкин, когда сел в кресло и взял в руки перо, долго еще ворочал на все стороны четвертку бумаги, так как придумывал, нельзя ли отделить от нее еще восьмушку. 10. Так как сам хозяин был человек здоровый и крепкий, он хотел, чтобы и комнату его украшали люди крепкие и здоровые.
(По Н. Гоголю, “Мертвые души”)
2) Прочитайте предложения. Укажите деепричастия, перешедшие в наречия и предлоги. Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
1. (Не)слушая (не)услышишь – (не)смотря (не)увидишь. (Пословица) 2. (Не)спеша бродят медведи. (И. Соколов-Микитов) 3. Листва берез висит (не)шелохнувшись. (К. Паустовский) 4. Над голыми деревьями кружились играя молодые галки. (С. Баруздин) 5. Петрович задремал сидя, приснилось ему приятное. (П. Проскурин) 6. Долго мы ехали (не)останавливаясь по белой пустыне. (А. Пушкин) 7. Яков шел (не)торопясь. (М. Горький) 8. Лежа пищи (не)добудешь. (Пословица) 9. Без хороших отцов нет хорошего воспитания, (не)смотря на все школы, институты и пансионаты. (Н. Карамзин) 10. Спят журавли обычно стоя заложив голову под крыло. (С. Аксаков)
– Объясните правописание выделенных глаголов. Сделайте их морфологический разбор.
2. Творческое задание.
– Используя словарь, объясните смысл данных фразеологизмов и составьте с ними предложения.
Засучив рукава, не мудрствуя лукаво, положа руку на сердце, не покладая рук, не разгибая спины.
3. Лингвистическая игра “Ты – редактор”.
– Устраните ошибки, вызванные неправильным употреблением деепричастных оборотов, и запишите предложения в исправленном виде. Объясните, в чем именно заключаются ошибки.
1. Войдя в лес, меня обдало запахом свежей хвои и ландышей.
2. Прочитав внимательно письмо, Вере показался необычным его стиль.
3. Узнав о приезде давнего друга, мне стало радостно на душе. 4. Он мог стать знаменитым художником, не закончив, но учившись в Академии художеств.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Оценивание учебных достижений учащихся.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).
3. Выписать 5 фразеологизмов с деепричастиями, составить с ними предложения.
4. Задание высокого уровня: написать сочинение-миниатюру “Без труда жить – только небо коптить”, используя фразеологизмы с деепричастиями.