УРОК № 21
Тема. Обстоятельство и его виды по значению
Цель: углубить знания учащихся об обстоятельстве; ознакомить их с видами обстоятельств по значению; развивать у детей логическое мышление; воспитывать интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся выделяют по вопросу обстоятельство; различают виды обстоятельств по значению; используют обстоятельства в речи.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
– Проверка
– Объяснительный диктант.
Расставьте в предложениях тире и дефис, объясните их постановку. Человек – это ряд его поступков. На шум прибежал повар – немец. Пробив скорлупку, птенчики-дубки вонзили в землю клювы-корешки. (В. Берестов) На опушке величаво раскинул крону старый дуб-великан. Пословица – всем делам помощница. Напрасный труд – удить без крючка и учиться без книги. Трудиться – значит быть счастливым. (Пословицы) Наша столица – город-герой.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Определите,
Машина ехала лесом. Все любовались лесом. К обеду дождь прошел. К обеду подали салат из капусты.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
– Работа с учебником.
1. Чтение теоретического материала.
[1] – с. 99.
[2] – с. 73-74.
2. Выполнение упражнений.
[1] – Выборочный диктант. Выпишите из текста обстоятельства вместе со словами, к которым они относятся; поставьте к ним вопросы, определите вид обстоятельств и способ выражения.
И пусть бывает в жизни нелегко,
И не всегда судьба тебе послушна,
Живи красиво, вольно, широко,
Люби людей – светло и простодушно.
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.
(С. Островой)
[2] – 188 (письменно).
– Тренировочные упражнения.
1. Составьте предложения со следующими словосочетаниями. В роли каких членов предложения они выступают? Определите виды обстоятельств.
Выполнил вопреки опасениям; приехал, несмотря на занятость; сделает с помощью друга; добьется при условии упорных тренировок.
2. Определите, каким членом предложения является инфинитив. Определите виды обстоятельств.
Мы решили поговорить о деле. Мы приехали поговорить о деле. Я буду просить вашей помощи. Я пришел просить вашей помощи. Всем полезно дышать свежим воздухом. Вечером мы вышли подышать свежим воздухом.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Словарный диктант с дополнительным заданием.
Вспомните правописание наречий, запишите их под диктовку. С тремя наречиями составьте предложения. В роли каких обстоятельств они выступают?
По-прежнему, по-волчьи, вручную, изредка, влево, без устали, с разбегу, во-первых, в-третьих, крепко-накрепко, точь-в-точь, плечом к плечу, дочиста, по-нашему.
– Тренировочные упражнения.
1. К данным словам подберите обстоятельства разных видов.
Образец: Шел по дороге (быстро, вчера, не торопясь, размышляя, в деревню).
Читать, смотреть, учиться, путешествовать.
2. Замените обстоятельства времени, выраженные существительными с предлогами, деепричастиями или деепричастными оборотами. После мытья рук ребята идут в столовую. После завтрака мы обсуждаем распорядок дня. Он еще до окончания работы хвастается успехом. По приезде в город я отправился отыскивать старых друзей.
3. Определите роль инфинитива в предложениях.
Писатель начал работать над книгой. Ему рекомендовали жить в деревне. Он принял решение молчать. Я вышел освежиться. Я зашел проститься. У нее была привычка опаздывать. Путник остановился отдохнуть. Ребята решили искупаться.
4. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните обстоятельства места и времени.
Современное олимпийское летоисчисление ведется с 1896 года но Олимпийские игры существуют издавн.. . Они начались в Древн.. Грец.. в 776 году до нашей эры. Тогда игры проводились (в)течен.. летних месяцев в город.. Олимпия. Победитель получал в награду венок из ветвей маслины и на родин.. ему устраивалась торжестве.. ая встреча.
(В)последств.. стали проводи(т, ть)ся и зимние олимпийские игры называемые Белыми олимпиадами. Их счет веде(т, ть)ся с 1924 года.
(Из энциклопедии)
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] – 98 (письменно); [2] – 182 (устно).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Беседа с учащимися.
– Что такое обстоятельство?
– Какими частями речи оно может выражаться?
– В роли каких обстоятельств выступает инфинитив?