УРОК № 31
Тема. Омонимы и употребление их в речи. Знакомство со словарем омонимов. Омонимы и паронимы
Цель: дать учащимся понятие об омонимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарем омонимов; воспитывать интерес к слову.
Ожидаемые результаты: учащиеся толкуют значения омонимов, паронимов; отличают омонимы от многозначных слов, от паронимов; пользуются словарем омонимов, толковым словарем.
Оборудование: учебник, словарь
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Прослушайте текст. Определите значение слов, звучащих одинаково.
Я хочу боксером стать,
Только как мне лень прогнать?
Мой боксер отважен, смел –
Всех овчарок одолел.
Стали мы тренироваться.
Нет, за ним мне не угнаться.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Тренировочное упражнение.
Подберите к данным словам: I вариант – синонимы; II
Жара, смелый, аккуратный, проснуться.
Для справок: храбрый, жарище, заснуть, зной, неряшливый, очнуться, пробудиться, холод, чистоплотный, трусливый.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 143.
– Работа со схемой.
См. с. 104.
– Тренировочные упражнения.
1. Найдите омонимы, объясните их значение. Пользуясь схемой, объясните, к какому виду относятся.
Вследствие холодных утренних рос хлеб рос медленно. В полночь ровно мы были в Ровно. И зубы есть, да нечего есть. Все ли люди мира хотят мира?
2. составьте словосочетания с парами омоформ, чтобы было понятно их лексическое значение.
Потолок – потолок, май – май, скосил – скосил.
– Слово учителя.
В толковых словарях омонимы нумеруются и описываются в отдельных словарных статьях в отличие от многозначных слов, так как значения омонимов совершенно различны, а между значениями многозначного слова есть некоторое сходство.
В словаре омонимов словарные статьи оформляются так, как и в толковых словарях.
Например:
Лайка1 – название породы охотничьих промысловых собак.
Лайка2 – сорт мягкой кожи.
Фаланга1 – ряд, шеренга.
Фаланга2 – каждая из трех косточек пальца.
Фаланга3 – ядовитое животное отряда членистоногих.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Лингвистическая минутка.
Отгадать загадки, объяснить значения омонимов. Записать самостоятельно составленные словарные статьи.
Летом все разровняет,
А зимой с коньками приглашает.
Ответ: каток.
Тяжести на стройке поднимает,
В доме газ и воду охраняет.
Ответ: кран.
От дождя прикроет, спрячет.
Дождь пройдет – как шар маячит.
Ответ: дождевик.
– Проблемное задание.
Определите, какие из выделенных слов являются омонимами, а какие – многозначными словами? Объясните свой выбор.
Печь еще не остыла.- Мама начала печь пироги к завтрашнему празднику. “Я лечу зверей”,- сказал Айболит.- “Я лечу сегодня в Киев”,- сказал брат. На чердаке что-то загорелось.- “Загорелось тебе ехать сегодня”,- покачала головой бабушка. Кнопка на куртке была оторвана. Кнопка звонка была испорчена.
I вариант
Запишите предложения с омонимами.
II вариант
Запишите предложения с многозначными словами.
Запомни!
Паронимы – близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении слова.
– Тренировочное упражнение.
Запишите предложения, вставляя вместо точек нужные слова в соответствии с их лексическим значением.
Если человек мало знает, о нем говорят: “…!” А если человек груб, невежлив, его называют… (невежа, невежда). Гол можно забить…, а отношение к работе должно быть… (ответный, ответственный). Всех нас радовала… канарейка. С помощью… связок образуются гласные звуки (голосистый, голосовой).
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 28, 29.
2. Выполнить упражнение: [1] 325; [2] 80.
– Вопрос учащимся.
– Как различить омонимы и многозначные слова?