УРОК № 60
Тема. Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Наблюдение за сочетанием слов в предложении. Выделение главного и зависимого слова. Смысловой вопрос к зависимому слову. Развитие речи. Культура речи. “…Рады мы проказам матушки зимы”
Цель: научить определять главное и зависимое слово в словосочетании, ставить смысловой вопрос к зависимому слову, составлять словосочетания по данной схеме и правильно использовать их в речи; работать над развитием и культурой речи.
Оборудование: учебник, раздаточный
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
(Практически и с опорой на украинский язык.)
1. Вступительное слово учителя.
Мы начинаем изучение новых разделов науки о языке. Это синтаксис и пунктуация.
Слова, соединяясь друг с другом по определенным правилам, образуют словосочетания и предложения.
Раздел науки и языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений, называется синтаксисом.
В письменной речи для точной передачи смысла употребляются различные знаки препинания. Совокупность правил об употреблении
2. Беседа с учащимися.
– Вспомните определение из украинского языка: что такое “словосполучення”?
Сформулируйте это определение по-русски.
– Что такое словосочетание?
– Из чего состоит словосочетание?
– Почему одно слово в словосочетании называется главным, а другое – зависимым?
– Приведите примеры словосочетаний.
3. Задание учащимся.
– Назовите предметы, расположенные вокруг вас, сначала одним словом, затем – более точно – словосочетанием.
4. Построение словосочетаний.
Подберите к данным словам зависимые слова, чтобы более точно обозначить действия. Полученные словосочетания запишите.
Едет на (куда?), плывет на (чем?), стоит у (чего?), рисует (чем?), читает (что?), отдыхает (когда?), находится (где?).
5. Вывод.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому. Например:
Х х
Писать (что?) письмо, ехать (куда?) в лагерь.
Грамматическая связь слов чаще всего выражается с помощью окончания, а также с помощью окончания и предлога. Например:
Х х
Работать (где? в чем?) в саду, сад (какой?) школьный.
6. Установление грамматических связей между словами в словосочетании.
– Составьте и запишите словосочетания.
Зимний, дорога; у, лесной, ручей; петь, хор; гулять, лес, в.
– Какими частями речи выражены главные и зависимые слова в словосочетаниях?
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Выборочное списывание.
– Из данного предложения выпишите словосочетание, соответствующее схеме:
У моего приятеля жил маленький лисенок.
2. Словарный диктант с творческим заданием.
– Подберите к именам существительным подходящие по смыслу прилагательные. Составьте 3-4 предложения на тему “В цветочном магазине”, используя полученные словосочетания.
Фиалка, ландыш, гвоздика, незабудка, настурция.
Слова для справок: оранжевый, лиловый, белый, алый, голубой.
3. Редактирование.
– Найдите ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.
(Задание, записанное на карточках,- на каждой парте.) Удели внимание на это правило. Пассажиры, оплачивайте за проезд в автобусе. Это был памятник Богдана Хмельницкого. Малыш боялся собаки. Его упрекали за неаккуратность.
IV. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Слушание текста.
Учебник с. 267-268, упр. 578.
2. Обогащение словарного запаса учащихся.
Работа со словами, помещенными в рамке на с. 268.
3. Беседа.
Осуществляется на основе рубрики “Отвечайте”, с. 268.
4. Работа со словами рубрики “Советуем запомнить!”.
1) Составление и записывание словосочетаний (предложений) со словами рубрики.
2) Практическое упражнение.
Задание: определить, к какой части речи относятся слова данной рубрики.
5. Работа с рубрикой “Читайте”.
Учебник, с. 268.
6. Работа над расширением кругозора.
Чтение информации об А. Гайдаре, с. 269.
7. Рассуждение на основе прочитанного.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятия 53.
2. Выполнить упр. 576, 577.
3. Групповое задание: упр. 581 (устно).