УРОК № 3
Тема. Повторение и обобщение изученного. Части речи
Цель: повторить и закрепить с учащимися сведения о самостоятельных и служебных частях речи; развивать у детей логическое мышление; воспитывать интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают части речи, знают их морфологические признаки; отличают служебные части речи от самостоятельных; переводят тексты с украинского языка на русский, составляют информационный диалог.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Тип урока: систематизация
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
– Проверка домашнего задания.
– Беседа с учащимися.
– Как называется раздел науки о языке, изучающий части речи?
– На какие группы делятся части речи? В чем особенности каждой из этих групп?
– Какие части речи относятся к самостоятельным, какие – к служебным?
– Какая часть речи не относится ни к той, ни к другой группе?
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Вопрос учащимся.
– Какой частью речи являются выделенные
Благодаря хозяйку – благодаря хорошей погоде; написал красиво – платье красиво; дежурный ученик – дежурный по школе.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] – 10 (письменно).
[2] – 4 (в первом абзаце укажите части речи).
– Тренировочные упражнения.
1. Словарный диктант с дополнительным заданием. Запишите словосочетания. В наречиях выделите суффиксы и поставьте ударения.
Работать дотемна, прийти засветло, свернуть вправо, слышится слева, спорить горячо, по-утреннему свежий, по-зимнему холодно, макароны по-флотски, поступить по-товарищески, говорить быстро-быстро.
2. Определите наклонения глаголов. допишите недостающие формы.
Образец: написал бы – условное; напишу, напиши.
Расскажи, играю, сыграйте, поднимаюсь, успел бы.
3. Выборочный диктант. выпишите из предложений глаголы и краткие формы прилагательных и вставьте, где нужно, ь.
Не тот хорош.., кто лицом пригож.., а тот, кто для дела гож.. . Хлеб хорош.. и свеж.. . Реж.. его и еш.. . Без труда не вынеш.. и рыбки из пруда. Упустиш.. огонь – (не)потушиш.. . Слухом земля полнит..ся.
4. Объяснительный диктант с дополнительным заданием. Запишите текст, выполните задания к нему.
Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Кое-где краснеет шапка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.
(И. Соколов-Микитов)
Задания к тексту.
– Определите падеж и склонение существительных.
– Определите вид, время, род, число, падеж причастий.
– От глаголов образуйте деепричастия, обозначьте в них суффиксы.
5. Диктант-перевод. Переведите текст с украинского языка на русский. Укажите служебные части речи. Найдите местоимения и определите их разряд.
Два місяці тому люди востаннє бачили сонце. Воно закотилося за обрій і більше не показувалось. Протягом усього часу тривала холодна полярна ніч. Сьогодні чекали, що сонце знов підійметься над обрієм. Цього дня мало бути велике свято для жителів острова – ескімосів. Вони одягалися в хутра, запрягали в сани замість коней своїх собак і полювали на тюленів.
(М. Турблаїні)
IV. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– Работа над составлением диалога.
[1] – 12 (устно).
[2] – Беседа с учащимися.
– Что такое диалог?
– Объясните значение слова полилог.
– Составление диалога о своем друге, о соседе по парте.
– Прослушивание и обсуждение диалогов.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] – 13 (письменно); [2] – составить монологическое высказывание на тему “Единственный способ иметь друга – это быть другом”.
VІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Беседа с учащимися.
– Что такое дружба?
– Что главное в дружбе?
– Был ли в вашей жизни случай, подтверждающий справедливость пословицы “Друг познается в беде”?
– Какой материал вы повторили на уроке?
– Что бы вы еще хотели восстановить в памяти?