УРОК № 69
Тема. Повторение изученного о простом предложении. Диктант-перевод с украинского языка на русский с грамматическим заданием
Цель: повторить и обобщить с учащимися изученное о простом предложении, совершенствовать у них умение переводить тексты с украинского языка на русский; развивать речь школьников; воспитывать у них уважение к слову.
Ожидаемые результаты: учащиеся отличают простое предложение от сложного; вычленяют грамматическую основу; знают виды второстепенных членов; характеризуют предложения по цели
Оборудование: текст диктанта.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
– Проверка домашнего задания.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Переводчик – профессия ответственная. Ему необходимо не только досконально владеть языками, но и знать национально-культурную специфику. Переводчик несет ответственность за качество
III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Диктант-перевод.
СТЕП УНОЧІ
Спочиває степ, набирається прохолоди після денної сліпучої спеки… Тиша, тиша, мов на дні океану. Океан місячної ночі розливається навкруги. І глибину тиші не зменшує ні сюрчання коника десь у траві, ні шелест тополиного вершечка… Який дивний цей зоряний степ уночі! Десь пісня тане далека, наче крізь сон. Повітря чисте, запашисте. А над тобою простір, усіяний зорями. Світлою порошею курить Чумацький Шлях – шлях твоїх пращурів, що проходили тут чумаками в чорних дьогтярних сорочках… Проходили і не знали, що над ними скрутились в спіралі галактики, а тепер і до них, до заглиблених в безвість галактик, сягає твій розум. Але чи справді сягає? Чи справді наш розум всесильний, всемогутній? Так, справді, справді! В найпотаємніші глибини оті космічні промінь думки твої проникне…
(За О. Гончаром)
– Задания к тексту.
– Определите тему и главную мысль текста.
– Определите тип и стиль речи.
– Дайте свой заголовок тексту.
– Из скольких частей состоит текст? Озаглавьте каждую.
– Определите тип каждого предложения по цели высказывания и по интонации.
– Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
– Найдите в тексте неполные предложения, разберите их синтаксически.
– Какой член предложения присоединяет союз как (будто)?
– Составьте схемы предложений с однородными членами.
– Найдите обособленный и уточняющий члены предложения.
– В четвертом предложении найдите несогласованные и согласованные определения.
– Найдите в тексте предложение, в котором стоит тире, подчеркните в нем грамматические основы, определите, какими частями речи они выражены?
– Выпишите из текста обстоятельства, определите их вид, укажите, какой частью речи они выражены.
– Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] – 173 (письменно).
[2] – 475 (письменно).
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
2. Написать небольшое сочинение о том, на какие размышления вас натолкнул текст диктанта.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Задание учащимся.
Сформулируйте, что такое простое осложненное предложение. Назовите такие предложения в тексте диктанта.