УРОК № 35
Тема. Правила переноса частей слов (повторение с углублением)
Цель: развивать навыки правильного переноса слов, учитывая состав слова; совершенствовать умение разбирать слова по составу; воспитывать орфографическую зоркость; воспитывать интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся умеют переносить слова, учитывая их состав; выделяют значимые части слова.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
– Задание учащимся.
Исправьте ошибки, допущенные учеником при переносе слов.
И-гра, стро-йный, прид-винуть, об-ъезд, кухо-нный.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Словарный диктант.
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте часть слова, в которой находится орфограмма.
Ж..лтый, щ..ки, ч..лка, ч..рствый, ч..рточка, ж..лудь, ж..сткий, обж..ра, щ..тка, ш..в, ш..пот, ш..рох, ш..фер, ж..кет.
– Тренировочное упражнение.
Переведите слова на русский язык. Разделите на значимые части в русском и украинском языке. Сравните
Образец: читач – читатель.
Вчителька, бабуся, дочка, онука.
– Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Подберите и запишите по два слова к схемам:
1) ; 2) ; 3) .
КАРТОЧКА № 2
В данных словах выделите префикс. Подберите к нему слово с таким же префиксом.
Образец: закрепить – зашить.
Прикрепить, укрепить, выползти, доползти, переползти.
– Тренировочное упражнение.
Разделите слова на слоги для переноса.
Линейка, соединение, направление, разделить, развеваться, задание, примирить.
– Какими правилами переноса вы пользовались?
– Слово учителя.
При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную, если корень тоже начинается с согласной (под-ходить, а не по-дходить). Если же корень начинается с гласной, то при переносе можно отрывать конечную согласную от приставки (ра-зумный). Нельзя отрывать от корня часть, не составляющую слога (по-слать, а не пос-лать), а если часть составляет слог, то можно: прими-рить. Если корень начинается с двойной согласной, то при переносе эти буквы не разрываются: подо-жженный, а не подож-женный.
Важно запомнить, что при переносе нельзя отрывать букву от одной морфемы и присоединять к другой, кроме случаев, которые мы оговорили.
– Тренировочные упражнения.
1. Разберите данные слова по составу и разбейте для переноса.
Счастливый, создатель, перемена, поджог, расческа.
2. Исправьте ошибки, допущенные при переносе слов.
Бе-сконечная, води-ть, расс-казать, бесшу-мный, прек-расны, морс-кой, пос-мотреть, вь-юга.
3. Переведите слова с украинского языка на русский и запишите их в две колонки: 1) слова, которые не переносятся; 2) слова, которые переносятся, разбив их для переноса.
Під’їхати, степовий, дощ, сніг, підсніжник, заморозки, ожеледь, життя, підводний, об’єднання, їхати, сміятись, гріти.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал: [1] § 31, 32.
2. Выполнить упражнение: [1] 355; [2] 70. образованные слова разбить для переноса.
V. ИТОГ УРОКА
– Интерактивное упражнение “Микрофон”.
– На уроке меня больше всего заинтересовало…