УРОК № 41
Тема. Предложный падеж единственного числа со значением места
Цель: научить школьников правильно употреблять формы существительных в предложном падеже единственного числа, правильно писать окончания существительных в предложном падеже; воспитывать любовь к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся правильно употребляют формы существительных в предложном падеже; правильно пишут окончания существительных в предложном падеже.
Оборудование: учебник, таблица “Окончание имен существительных в предложном
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Выпишите имена существительные в предложном падеже, вставьте пропущенные окончания.
Заяц на обломк.. бревна. Еж остановился на тропинк.. . На площадк.. играли дети. На пригорк.. играли лисята. В планетари.. проводят интересные экскурсии.
– Какие возникли трудности при выполнении задания? Почему?
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Тренировочное упражнение.
Запишите существительные
Мария – Марья, математика – история, Наталья – Наталия, Евгения – Елена, аллея – станция, страна – армия, фонетика – морфология.
– Работа с таблицей.
ОКОНЧАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ
Род существительных | Именительный падеж | Предложный падеж |
Ж. р. | Страна | В стране |
М. р. | Илья | Об Илье |
Ср. р. | Небо | На небе |
Ж. р. на – ия | Мария | О Марии |
М. р. на – ий | Планетарий | В планетарии |
Ср. р. на – ие | Здание | В здании |
Запомни!
Некоторые существительные мужского рода, которые в именительном падеже имеют нулевое окончание, в предложном падеже имеют окончание – у (-ю): гулять в лесу, сидеть на краю, в том году.
– Тренировочные упражнения.
1. Запишите словосочетания, употребляя существительные в скобках в предложном падеже. Выделите окончания существительных в предложном падеже.
Спектакль в (театр), работа в (библиотека), ожидание на (станция), рассказ о (путешествие), врач в (поликлиника), повесть о (Мария), служба в (армия), работа в (поле).
2. Запишите существительные с предлогами в и на. Объясните правописание.
Образец: здание – в здании, на здании.
Башня, воспитание, акация, иллюстрация, батарея, аппарат.
3. Образуйте форму предложного падежа единственного числа с предлогами о, в / на.
Сад (о саде, в саду); нос (о носе, на носу); край (о крае, в краю); ветер (о ветре, на ветру); цех (о цехе, в цехе, в цеху).
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Тренировочные упражнения.
1. Поставьте существительные в предложный падеж единственного числа. Обозначьте окончания. Объясните орфограммы.
Мес..ность, пас..бище, опас..ость, чес..ность, чу..ство, лес..ница, со..нце, праз..ник, сер..це.
2. Вставьте пропущенные окончания.
Побывать на побережь.., жить в город.., трудиться на фабрик.., играть на площадк.., учиться в школ.., отдыхать в лагер.., сидеть на лип.., найти на карт.., мечтать о собак.. .
3. Переведите с украинского языка на русский. Выделите окончания существительных в предложном падеже.
На дереві сидить маленька пташка. На вулиці було чудово. Підлога в кімнаті застелена килимами. На небі засітилися перші зірки. Ось на горбі нора.
– Работа с учебником.
Выполните упражнение: [1] 403.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал: [1] § 36.
2. Выполнить упражнение: [1] 405.
3. Составить 4 предложения со словами в предложном падеже.
VI. ИТОГ УРОКА
– Беседа с учащимися.
– Какая часть речи называется существительным?
– Как изменяются имена существительные?
– Назовите падежи русского языка. На какие вопросы они отвечают?
– Какие окончания могут иметь существительные в дательном и предложном падежах?