II СЕМЕСТ Р
УРОК 48
Тема. Развитие письменной речи. Составление 2-3 предложений о случае из жизни
Цель: учить учащихся описывать ситуацию, составлять план рассказа, пересказывать текст; продолжать учить составлять предложения на определенную тему; способствовать обогащению и активизации словарного запаса учеников; развивать творческие способности; воспитывать культуру оформления письменных работ.
Тип урока: урок развития речи.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
III. Мотивация
IV. Актуализация опорных знаний учащихся
Упражнение № 1
Ученикам предлагается рассмотреть рисунок. (М. В. Коченгина. Живой родничок. 2 класс, с. 31)
Вопросы к рисунку
– Где гуляет мальчик с мамой? (В зоопарке)
– А любите ли вы бывать в зоопарке? (Да)
Учащиеся рассказывают о своем первом посещении зоопарка.
Для того чтобы им было легче составить рассказ, учитель предлагает составить план или задает наводящие вопросы.
План
1) Меня привели в зоопарк.
2) Животные в зоопарке.
3) Животное, которое мне больше всего понравилось.
4) Я
V. Формирование опорных знаний учащихся
– Прогулка по зоопарку – очень увлекательное и интересное занятие. Для многих это остается очень ярким впечатлением на всю жизнь, и они с удовольствием об этом рассказывают.
Упражнение № 2
Ученикам предлагается прочитать рассказ Геннадия Снегирева “Пеликан” и составить по нему план.
ПЕЛИКАН
Когда я был совсем маленький, пошли мы с мамой в зоопарк. Мама купила мне булку.
– Будешь,- говорит,- зверей кормить.
Я кусочки от булки отщипывал и давал всем зверям.
Верблюд свой кусочек съел, вздохнул и мою ладонь полизал – видно, не наелся; но я ему больше не дал: другим зверям тогда не хватит.
Медведю кинул кусочек, а он лежит в углу и булки не замечает. Я ему кричу:
– Мишка, ешь!
А он на другой бок перевернулся, как будто не слышит.
Всю булку отдал зверям, осталась одна горбушка. Мама говорит:
– Пойдем домой, звери уже устали, хотят спать. Пошли мы к выходу.
– Мама,- говорю,- еще горбушка осталась, нужно дать ее пеликанам.
А пеликаны живут на озере. Мама говорит:
– Ну, беги скорее, я тебя здесь подожду.
Прибежал я к пеликанам, а они уже спят. Столпились на берегу и спрятали головы под крылья.
Только один пеликан не спит, стоит около дерева и перед сном умывается: чистит перышки. Клюв большой, а глазки маленькие и хитрые.
Просунул я ему горбушку через решетку.
– Скорей,- кричу,- ешь, а то меня мама ждет!
Пеликан перестал умываться, посмотрел на горбушку, медленно ко мне подошел и ка-ак клюнет!
Не успел я руку отдернуть, он ее вместе с горбушкой схватил.
Я закричал, а он руку выпустил, клюв вверх поднял и проглотил горбушку.
Посмотрел я на руку, а на ней царапина. Это пеликан руку оцарапал, хотел ее вместе с горбушкой проглотить.
– Чего ты стоишь, иди скорей! – зовет меня мама. А пеликан за дерево спрятался.
Мама меня спрашивает:
– Булку отдал пеликану?
– Отдал,- говорю.
– А что ты держишь в кармане?
– Ничего, просто так.
А это я оцарапанную руку в карман спрятал, чтобы мама не увидела.
Пришли мы домой. Мама так и не заметила, что меня пеликан укусил, а я маме про это не рассказываю – боюсь, а вдруг она пеликана бранить будет, чтоб зря не клевался.
Вопросы к рассказу
– С кем мальчик пошел в зоопарк?
– Что мама купила мальчику? Зачем? (Булку, чтобы кормить зверей)
– Кого из зверей мальчик угощал булкой? Найдите ответ в тексте. (Верблюда, медведя, пеликана)
– Почему пеликан клюнул мальчика в руку? (Мальчик, протягивая пеликану булку, не успел отдернуть руку.)
– Почему мальчик не рассказал маме о том, что пеликан поранил ему руку? (Боялся, что мама будет бранить пеликана.)
Составление учащимися плана к рассказу “Пеликан”.
План
1) Мальчик с мамой пришли в зоопарк.
2) Мальчик угощает булкой зверей.
3) Мальчик решил отдать остатки булки пеликанам.
4) Мальчик угощает пеликана.
5) Пеликан поранил руку мальчика.
6) Мальчик и мама вернулись домой.
VI. Самостоятельное составление предложений
Упражнение № 3
Учащимся предлагается прочитать план и составить по нему 2-3 предложения о своем посещении зоопарка.
План
1) С кем ты ходил в зоопарк?
2) Каких животных ты видел в зоопарке?
3) Какое животное понравилось тебе больше всего? Почему?
VII. Подведение итогов. Чтение и обсуждение работ учащихся
Рефлексия
Учитель. Оцените свою работу по шкале “Творчество”. Если удалось рассказать, о чем хотели, поставьте знак наверху шкалы, если старались, но не все получилось,- на средней части шкалы, если вам было трудно составить рассказ, поставьте отметку на нижней части шкалы.
При наличии времени учащиеся иллюстрируют рассказ.