СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
УРОК № 50
Тема. Сложные многокомпонентные конструкции, включающие союзные и бессоюзные предложения
Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении с различными видами связи; научить находить пунктограммы и объяснять их; развивать навыки правильной расстановки знаков препинания, синтаксического разбора, составления предложений и структурных схем к ним; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД
Красноречие – это еще не все: истина бывает настолько ясна, что ничто не сможет ее затмить.
Цицерон
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Учащиеся читают сочинения-миниатюры.)
2. Беседа с учащимися.
1) Какое предложение называется сложным?
2) Какие виды синтаксической связи в сложном предложении вы знаете?
3) Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении с разными видами связи?
3. Работа по карточкам.
Карточка
Составьте предложение по данной схеме.
[ ], и [ ] : [ ], (потому что).
Карточка № 2
Составьте предложение по данной схеме.
[ ], (что…), [ ], [ ].
Карточка № 3
Составьте предложение по данной схеме.
[ ], и [ ] : [ ], [ ], [ ].
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
В сложном предложении, состоящем из нескольких предложений, одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие – при помощи подчинительных союзов или союзных слов, третьи – без союзов. Чтобы правильно понять смысл такого предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит.
Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону все выше и выше; казалось, что конца не будет подъему.- сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью; первая часть – простое предложение; вторая часть – сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Анализ языковых явлений.
– Прочитайте; пронаблюдайте, каким емким по содержанию и выразительным может быть одно сложное предложение с разными видами связи; какую роль при этом играют знаки препинания? Объясните их употребление. Составьте схему этого предложения.
И какой же русский не любит быстрой езды?..
Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет,- только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.
(По Н. Гоголю)
3. Лингвистическое исследование.
– Прочитайте предложения, расставляя пропущенные знаки препинания; выделите грамматические основы, определите вид связи.
1) Природа создавала человека много миллионов лет пока не создала и вот эту творческую созидательную деятельность природы нужно я думаю уважать нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так чтобы природа работавшая над нашим созиданием не была обижена.
2) Жизнь прежде всего творчество но это не значит что каждый человек чтобы жить должен родиться художником балериной или ученым.
3) Обманывая человек прежде всего обманывает самого себя ибо он думает что успешно соврал а люди поняли и из деликатности промолчали.
4) Архитектура тоже летопись мира она говорит тогда когда уже молчат и песни и предания и когда уже ничего не говорит о погибшем народе.
5) Нет сомнения что в душе любящей музыку находится зародыш всего прекрасного кого же она не трогает того можно сравнить с куском дерева или с камнем.
4. Диктант.
– Запишите текст, охарактеризуйте сложные предложения, объясните постановку знаков препинания; составьте схему предпоследнего предложения; озаглавьте текст.
А солнце уже опускалось за лес; оно бросало несколько чуть – чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей, но и тот потух.
Предметы теряли свою форму: все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины, одна монотонно чирикала с промежутками, и все реже и реже, и та наконец свистнула слабо, незвучно, в последний раз встрепенулась, слегка пошевелив листьями вокруг себя… и заснула.
Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит со своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под ногою.
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.
(И. Гончаров)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Взаимоопрос “Перекрестный огонь”.
Учащимся предлагается составить вопросы по теме урока и задать их друг другу.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выписать из художественной литературы 4 сложных многокомпонентных предложения, включающие союзные и бессоюзные предложения.
3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.