УРОК № 58
Тема. Собирательные и дробные числительные. Развитие речи. Культура речи. “Салют, Победа!”
Цель: дать учащимся представление о собирательных числительных и особенностях их употребления в речи; формировать навыки грамотной речи; работать над развитием и культурой речи учащихся.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего задания.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Собирательные
1) с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных: четверо мальчиков, пятеро медвежат;
2) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое саней, трое ножниц.
Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе, например: с четверыми медвежатами.
2. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение. Запишите числительные вместе с существительными в указанных
Семеро конькобежцев (р., тв.), пятеро товарищей (д., пр.), четверо велосипедистов (р., д.), двое мотоциклистов (тв., пр.). Трое лисят (тв., пр.), семеро козлят (р., д.).
3. Объяснение учителя (продолжение).
Собирательное числительное оба (обе) в мужском и среднем роде в косвенных падежах имеет основу обо-, а в женском роде обе-, например: с обоими мальчиками, но с обеими девочками.
С именами существительными женского рода сочетается только числительное обе: обе подруги.
4. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение. Запишите словосочетания, раскрывая скобки.
Держать (оба, обе) руками; прикрепить к (оба, обе) ботинкам; держаться за (оба, обе) конца; приложить к (оба, обе) ушам.
ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Проблемный вопрос учащимся.
Мы говорим: “Три друга. Трое друзей. Два ученика. Двое учеников”, “Три подруги”. “Две ученицы”. Можем ли мы употребить собирательные числительные со словами подруги, ученицы? Ответ обоснуйте.
2. Составление словосочетаний.
Составьте словосочетания “числительное + существительное”. Поставьте числительные и существительные в творительном падеже.
Оба, обе; два, две, двое (школьница, сирота, пятиклассник, сутки, здание). Три, трое (костюм, школьник, шестиклассница, сани).
3. Составление предложений.
Составьте три предложения с сочетаниями собирательных числительных и существительных.
Двое ребят; трое суток, часов; четверо брюк, лосят.
4. Диктант.
Запишите предложения, заменяя цифры словами, употребляя, где это возможно, собирательные числительные.
1) По дороге в школу я встретил 2 мужчин и 2 женщин. 2) Буря бушевала уже 4 суток. 3) Я дружу с 3 мальчиками и 3 девочками. 4) Охотник из лесу принес 5 волчат.
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста.
(Учебник, с. 286-287.)
2. Работа с текстом.
1) Объясните значение слова на основании контекста (упр. 629).
2) Составьте план текста и пересказ по плану (упр. 630).
3) Выполните упр. 628 (письменно).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятий 53, 54 (с. 283). Упр. 620, 631 (устно).