УРОК № 38
Тема. Существительные, род которых в русском и украинском языках не совпадает
Цель: углубить знания учащихся о роде имен существительных, развивать навыки согласования прилагательных с существительными, род которых в русском и украинском языках не совпадает; воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся определяют род имен существительных; согласовывают прилагательные с существительными, род которых не совпадает в русском и украинском языках.
Оборудование: учебник.
Тип урока: комбинированный.
Ход
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Беседа с учащимися.
– Какой род у слов картофель, пальто, мозоль, тополь, рояль?
– Как вы определили род?
– С какими проблемами вы столкнулись?
– Каких знаний вам не хватает?
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Словарный диктант.
Дисциплина, секция, цитата, цыганский, продукция, цыплята, циркуль, цифра, на цыпочках, улицы, рукавицы.
– Выборочный диктант.
Запишите существительные, определите их падеж и род. Вспомните, как
Еще пленяет нас зима
Своей широкой гладью,
Как бы раскрытой для письма
Нетронутой тетрадью.
И пусть кругом белым-бело,
Но сквозь мороз жестокий
Лучи, несущие тепло,
Ласкают наши щеки.
(С. Маршак)
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Тренировочные упражнения.
1. Подберите прилагательные к данным существительным, согласуйте их. Определите род существительных.
Образец: врач (м. р.) – участковый врач.
Конфета, трамвай, утро, день, поздравления, мебель, свет.
2. Распределите существительные в две колонки: 1) существительные ж. р.; 2) существительные м. р.
Сторож, товарищ, дочь, карандаш, мяч, багаж, тишь, печь, борщ, ключ, мышь, брошь, речь, луч, плащ.
– Слово учителя.
В русском языке есть слова, род которых не совпадает с соответствующими украинскими.
Например, собака, насыпь, степь, полынь, боль, подпись в русском языке относятся к женскому роду, а в украинском – к мужскому (собака, насип, степ, полин, біль, підпис); существительные путь, тополь в русском языке относятся к мужскому роду, а в украинском – к женскому (довга путь, висока тополя).
Поэтому для согласования существительных с прилагательными важно правильно определить падеж имени существительного.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Работа с учебником.
Выполните упражнение: [1] 388; [2] 258.
– Тренировочные упражнения:
1. Составьте словосочетания со словами: боль, подпись, степь, полынь, собака. Переведите на украинский язык. К какому выводу вы пришли?
Образец: длинный путь (м. р.) – довга путь (ж. р.).
2. Укажите в предложениях ошибки в согласовании существительного с прилагательным и глаголом. Почему возникли эти ошибки? Запишите предложения в исправленном виде.
В центре зала стояла огромная рояль. Сильный боль не давал мне уснуть. В продаже появилась новая шампунь. Широкий степь простирался кругом.
3. Запишите, вставив пропущенные буквы. Определите род имен существительных.
Золот.. м..даль, звучн.. р..яль, высок.. тополь, глубок.. прорубь, запасн.. путь, сух.. м..золь, обеденн.. меню, просторн.. фойе, цветущ.. степь.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 35; [2] § 39.
2. Выполнить упражнение: [1] 389; [2] 259.
VI. ИТОГ УРОКА
– Вопрос учащимся.
– Что на сегодняшнем уроке было самым трудным?