СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
УРОК № 10
Тема. Текстообразующая роль простых предложений
Цель: углубить знания учащихся о предложении, научить правильно составлять текст повествовательного характера; развивать устную речь; воспитывать культуру речи, чувство взаимовыручки, ответственности, смелость.
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.
ХОД УРОКА
В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом, смелость все равно что стена.
Саллюстий, древнеримский
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
Зачитывание афоризмов Демосфена.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1
По данной схеме составить предложение. Определить части речи.
Карточка 2
Записать предложение. Выполнить его синтаксический разбор, фонетический разбор выделенного слова.
Манила свежесть теплой прозрачной воды.
Карточка 3
Выполнить синтаксический
Осеннее утро, вестибюль школы, поступить (по)своему, приятно пахнущий, горячо спорить.____________________
3. Беседа.
1) Что такое предложение?
2) С помощью чего мы выделяем наиболее важное слово в предложении?
3) Что такое логическое ударение?
4) Когда логическое ударение слабое?
5) Когда логическое ударение сильное?
6) От чего зависит логическое ударение?
7) Какие бывают предложения?
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с текстом.
– Прочитайте текст.
– Найдите в нем простые предложения.
– Дайте характеристику простых предложений.
Тихо было в лесу. Ребята шагали, весело перекликаясь. И вдруг грозный рев спугнул тишину. Мальчишки вздрогнули. В ужасе попятились назад. Прямо на них, поднявшись во весь рост, шел большой взъерошенный медведь! Бежать! Маленький Толя Сорокин споткнулся и упал. Медведь шагнул к нему.
2. Объяснение учителя.
(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)
Простые, короткие предложения позволяют наилучшим образом передать стремительность, напряженность событий, взволнованность рассказчика.
Сложные предложения часто используются при описаниях, в научной литературе и публицистике.
3. Работа с учебником.
(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Творческая работа.
– Придумайте и запишите продолжение текста, по возможности используя простые предложения.
– Озаглавьте текст.
– Перескажите его.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. оценивание учебных достижений учащихся.
2. Заключительная беседа.
1) Что такое предложение?
2) Какие бывают предложения?
3) Какую роль в тексте играют простые предложения?
4) Какую роль в тексте играют сложные предложения?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал по теме “Словосочетание и предложение”.
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).
3. Выписать из художественных произведений по три словосочетания с разными видами подчинительной связи; сделать их разбор.